Ресурсы внеклассной работы по литературе неисчерпаемы. Литературно-музыкальная композиция помогает объединить элементы театрализации, музыкального искусства и визуального ряда. При подготовке мероприятия, посвященного итогам изучения поэзии Серебряного века, важно правильно сформулировать цель мероприятия:

  1. Погрузиться в атмосферу модернизма начала ХХ века, углубить представление о творческих объединениях;
  2. Подготовить элементы театрализации, костюмированного праздника для достижения первой цели.
  3. Почувствовать значимость поэзии Серебряного века, её актуальность.

За две недели до мероприятия рекомендуется распределиться по группам, в зависимости от интересов учащихся:

  • символисты;
  • акмеисты;
  • футуристы;
  • имажинисты;
  • писатели, не входившие в литературные группировки;

Каждая группа готовит теоретические основы «своего» творческого метода, знакомит с творчеством (если есть необходимость, этапами биографии) поэтов – представителей объединения. Учащиеся находят костюмы, характерные для эпохи, проводят инсценировку своего творческого объединения, возможные дебаты. Декламируют стихи, исполняют музыкальные произведения.

В актовом зале необходимо расставить столы и стулья таким образом, чтобы помещение напоминало кафе. На стенах можно разместить плакаты, картины (иллюстрации) художников эпохи: М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, В.Серова, А.Бенуа, Н.Рериха, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, К.Коровина, М.Шагала, В.Кандинского, К.Петрова-Водкина.
Ведущие (под композицию Д.Тухманова «Я мысленно вхожу в ваш кабинет») появляются на сцене.

Ведущий 1: Серебряный век – загадка эпохи! Как получилось, что послужило основой рождения и объединения этих могучих титанов творчества? Стечение обстоятельств? Экономическое положение страны? Влияние французских импрессионистов? Учение С.М.Соловьёва?
Ведущий 2: Так или иначе рождение великой эпохи – это событие планетарного масштаба! Это космос! Это такое видение мира, которое открывает новое, особое зрение! Вот как пишет об этом Владимир Соловьёв (сын того самого Соловьёва, основателя философии торжества Вечной Женственности, Души Мира, предназначенных для спасения человечества)

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?

Ведущий 1: Первыми были символисты. И.Анненский в программной статье «О современном лиризме» писал: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…»
Ведущий 2: Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ – многозначное иносказание. Давайте послушает представителей символизма.
(Выступление группы символистов)
Ведущий 1: Спасибо группе символистов! Если возникли вопросы у оппонентов, можно их сейчас задать.
Ведущий 2: При всем различии поэтик и творческих установок, модернистские течения, возникшие в конце 19 – начале 20 вв., исходили из одного мировоззренческого корня и имели много общих черт. «То, что объединяло молодых символистов, было не общая программа... но одинаковая решительность отрицания и отказа от прошлого, «нет», брошенное в лицо отцам», – писал в своих «Мемуарах» А.Белый. Это определение можно распространить и на всю совокупность возникших тогда направлений.
Ведущий 1: Литературная жизнь Петербурга в начале века кипела и концентрировалась в салонах Гиппиус – Мережковского и в доме В.Иванова. (В 1905 году замечательный поэт серебряного века Вячеслав Иванов вернулся в Россию и поселился в Петербурге, на Таврической улице, в доме, увенчанном куполообразной башней. В круглой комнате на последнем этаже после полуночи часто оказывались такие поэты и писатели, как В. Мейерхольд, А. Луначарский, Д. Мережковский, А. Белый, и А. Блок, А. Ахматова и В. Брюсов. На литературных средах звучали произведения всех присутствующих поэтов, именно здесь Блок впервые прочел публике свою «Незнакомку», а начинающая поэтесса Ахматова не только читала свои произведения, но и проделывала перед гостями цирковые трюки.
Ведущий 2: Здесь в горячих дискуссиях, философских диспутах, в процессе живых пересечений от символизма отошли новые течения и школы. Основателем акмеизма стал Н.С.Гумилёв. По его инициативе возник «Цех поэтов». В своей статье «Наследие символизма и акмеизм» критиковал символизм за мистицизм и увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась самоценность каждого явления.
Ведущий 1: С.Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира.
Ведущий 2: В стихотворении «Адам» С.Городецкий пишет:

Прости, пленительная влага
И первоздания туман!
В прозрачном ветре больше блага
Для сотворённых к жизни стран.
Просторен мир и многозвучен
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы -
Вот первый подвиг. Подвиг новый -
Живой земле пропеть хвалы.

Ведущий 1: А теперь слово акмеистам.
(Выступление группы акмеистов)
Ведущий 2: Представители Серебряного века утверждали внутреннюю свободу художника, его избранность, даже мессианство, и преобразующую роль искусства по отношению к жизни. Н.Бердяев, называвший это явление «русским культурным ренессансом» (или «русским духовным ренессансом»), так описал его: «Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время». В отличие от критиков, предпочитавших выражение «серебряный век», Бердяев не противопоставлял начало 20 в. пушкинской эпохе, а сближал их: «Было сходство с романтическим и идеалистическим движением начала 19 века».
Ведущий 2: Практически одновременно с акмеизмом возникло и другое модернистское течение – футуризм, вскоре распавшееся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин), «Мезонин поэзии» (В.Лавренёв, Р.Ивнев), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак), «Гилея» (Кубофутуристы, будетляне – «люди из будущего» - Д.Бурлюк. В.Маяковский, В.Хлебников). Если акмеисты были хорошим друзьями, т.е. не только творчество связывало их, то футуристы – народ всё самовитый, эгоистичный, что, собственно, и водно из названий их направлений. Их требование «сбросить с парохода современности» русских классиков – явления изначально разрушительное. Ну, впрочем, впоследствии, каждый отошёл от своего юношеского максимализма и примирился с отечественной литературой.
Ведущий 1: Самовитое русское слово, самоутверждение себя в будущем – характерно для любого из футуристов. Но дальше всех пошёл И.Северянин

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!
Я - год назад - сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот - я есть!
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а - месть.
«Я одинок в своей задаче!»-
Прозренно я провозгласил.
Они пришли ко мне, кто зрячи,
И, дав восторг, не дали сил.
Нас стало четверо, но сила
Моя, единая, росла.
Она поддержки не просила
И не мужала от числа.
Она росла в своем единстве,
Самодержавна и горда,-
И, в чаровом самоубийстве,
Шатнулась в мой шатер орда...
От снегоскалого гипноза
Бежали двое в тлен болот;
У каждого в плече заноза,-
Зане болезнен беглых взлет.
Я их приветил: я умею
Приветить все,- божи, Привет!
Лети, голубка, смело к змию!
Змея, обвей орла в ответ!

Ведущий 2: Подхватывая тезис символистов о значимости слова для жизнестроения, московские футуристы-«будетляне» предложили радикальный подход к обновлению языковых средств. Они провозгласили ценность «самовитого слова», «сущего слова вне жизни и жизненной пользы», необходимость словотворчества, создания нового, «вселенского» языка. В.Хлебников искал «волшебный камень превращения всех славянских слов из одних в другие». А.Крученых писал: «разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык) достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности. В.Маяковский, реформировавший поэзию не столько с помощью «зауми», сколько посредством введения разговорных слов, неологизмов, экспрессивных образов, также стремился «приближать будущее с помощью стихов».
Ведущий 1: Предоставим слово группе футуристов.
(выступление группы футуристов)
Ведущий 2: Одним из ответвлений футуризма некоторые критики считают направление имажинизм. Можно ли относить это направление к эпохе Серебряного века? Однозначного мнения об этом нет, и хотя появившееся на излёте 20-х годов, оно всё-таки завершает обозначенную эпоху, и безусловно, влияние всех выше обозначенных направлений на имажинизм бесспорно. Хотя новокрестьянские поэты пытались создать своё объединение при участи С.Городецкого (акмеиста) под названием «Краса», но попытка не удалась, группа распалась, ещё не выдвинув своих каких-либо манефестов.
Ведущий 1: 29 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.
Ведущий 2: Образ, положенный в основу творчества имажинистов, в некоторых стихах проявляется как самоцель. Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. В своей Декларации имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ — вот орудие производства мастера искусства… Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.
Ведущий 1: Очень хорошо можно проследить на примере стихотворения С.Есенина «О красном вечере задумалась дорога», которое принято называть «верлибр образов»:

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Ведущий 2: Предоставим слово группе имажинистов.
(выступление группы имажинистов)
Ведущий 1: Невозможно говорить о Серебряном веке, не упомянув о творчестве поэтов, не вошедших в творческие объединении. Это И.Анненский, В.Розанов, М.Цветаева, М.Волошин и другие. Пригласим их на сцену.
Ведущий 2: Трагичны судьбы поэтов Серебряного века. Убийства, расстрелы, самоубийства, ссылки, казни…Посчастливилось лишь эмигрантам…Они остались живы, но навряд ли сами считали себя счастливыми. Некоторые приспособились и выживали в условиях новой власти, переживали травлю, гонения, унижения. Всем была дарована вечность, но уже после смерти, чаще всего мученической. Но свет Серебряного века дошёл до нас, и наши потомки тоже будут хранить память о прекрасном русском слове.
(В завершении стихотворение Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…» в исполнении Аллы Пугачёвой)