1. Девятнадцатая глава романа называется «Маргарита», что сразу же указывает на главного героя эпизода. И уже первые строки эпизода связывают образ Маргариты с темой «настоящей, верной, вечной любви». Здесь будет рассказано о том, как Маргарита решится на соглашение с нечистой силой ради возлюбленного.

2. Действие эпизода происходит в пятницу, это первый день из последних трех, что героям осталось жить на земле. Эта пятница соотносима со Страстной пятницей: на третий день Мастеру и Маргарите суждено умереть и воскреснуть.

3. Этот день знаменует судьбу героев. Он начинается с воспоминания о «вещем» сне. Сон действительно вещий: не зная, что Мастер в сумасшедшем доме, Маргарита видит его как будто одержимого бесами: всклоченного, небритого, с больными глазами. Но главное, что она видит очень странное место, которое будет удивительно похоже на «вечный дом», «приют», данный героям для вечной жизни. Приют, описанный в конце романа, будет дан совсем в других тонах, но сходство деталей: мостик, речонка, дом в отдалении – станет доказательством того, что «приют» – царство Воланда. В своем сне Маргарита видит это отчетливо: «адское место», «неживой воздух», а дом – «черт его знает что».

4. Заключение сделки с нечистой силой ведет Маргариту к гибели. Вероятно, поэтому такое место в этом эпизоде занимает солнце. Мысленно разговаривая с Мастером на их памятной скамейке, Маргарита «щурилась на яркое солнце», не ведая, что она поджидает того самого дьявола, который и уведёт её «к черту на кулички». И дьявол ей является в «пламенно-рыжем» (солнечном) облике Азазелло. В финале эпизода солнце и смерть соединятся в одной фразе:

Я погибаю из-за любви! – и…Маргарита глянула на солнце.

5. Маргарита еще не знает, что ей предстоит стать королевой на балу у сатаны, но ведьминское начало в ней явно присутствует: как «оскалилась» она, поняв, что видит перед собой ненавистных «литераторов». Интересная пара: Азазелло с куриной костью в кармане и оскалившаяся Маргарита. И на сделку с дьяволом она решилась ещё до появления Азазелло:

Ах, право, дьяволу бы я заложила душу…

Любящая, несчастная, плачущая, растерянная женщина – и ведьма. Такое оборотничество присуще всем героям романа. Ведь и Азазелло, «пламенно-рыжий, с клыком» и обглоданной костью, необыкновенно человечен и трогателен, когда ворчит, что к влюбленным женщинам нужно посылать Бегемота, когда, обидевшись, обзывает Маргариту дурой, беспокоится, что золотую коробочку увидят прохожие.

6. Последние слова Маргариты Азазелло, что она согласна «идти к черту на кулички». Это расхожее выражение становится пророческим. Дальнейший путь Маргариты – к черту, а затем в «вечный дом», который так детально и подробно привиделся ей во сне.