Борьба идей в романах Достоевского

 

Одна из основных тем творчества Фёдора Михайловича Достоевского - это тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, живущие только ей, подчиняющие ей все свои действия и в результате разрушающие и свою жизнь, и жизнь окружающих. Родиона Раскольникова его теория приводит к преступлению. Ивана Карамазова — к оправданию преступления и утере рассудка. Кириллова - к самоубийству. Человек, одержимый идеей, не способен трезво оценивать свои действия, он вообще по сути перестает быть человеком, у него не остается своей воли, он обречен пытаться воплощать идею в жизнь и не думать, ни о чем другом. Но часто идея вступает в противоречие с нравственностью, и человек переживает внутреннюю борьбу.

Роман «Преступление и наказание», посвящен изображению того, как человек борется со своей идеей и постепенно изживает её, при этом изживает не посредством логических умозаключений, а просто в глубине души понимая, что теория не верна. В этом Раскольникову помогает Соня Мармеладова. У Сони нет идеи, у неё есть нравственное чувство, а оно не может быть выражено рассудочно. Идеи нет у Алеши Карамазова - и в этом он выше интеллектуального Ивана, которого борьба с самим собой довела до полного изнеможения.

Одержимость идеей, по Достоевскому, есть форма душевной болезни. Человек в котором тверды нравственные принципы, не может быть ей заражен. Причем это именно болезнь, так как причиняет тяжелейшие душевные страдания, уничтожает человека как личность.

Но мало того, что идеи борются с нравственным чувством, они еще и внутренне противоречивы. Так, на натяжках и подмене понятий строится теория Раскольникова. Он убивал для того, чтобы почувствовать, что принадлежит к избранным, «имеющим право» менять законы мира. Эти избранные — благодетели человечества, сверхлюди и все что они делают, - благо. Но вопрос состоит в том, каким образом можно отличить «избранного» от простого, обычного человека? Раскольников считал, что критерием должна служить способность переступить нравственную черту, что и попытался исполнить. Но - не смог. Совершил убийство, но не смог разрешить его себе, примириться с совершенным. Стройная теория подвела его и показала свою несостоятельность.

Так же противоречива и идея Ивана Карамазова. Иван возмущен существующим в мире злом, его нравственное чувство протестует против страданий детей и ведет к бунту. Во имя справедливости он отрицает Бога, бессмертие и существование смысла жизни. Но «если Бога нет, значит все позволено», значит, нравственное чувство бессмысленно, а ведь опираясь на него, Иван и начал свой бунт.

Именно это свойство идей - их противоречивость - и позволяет им «съедать» людей. Все мысли человека погружаются в попытки осознать и оправдать свою идею, человек становится только живым комментарием этой идеи.

Эта одержимость таит в себе страшную разрушительную силу. Большинство преступлений, которые совершаются в романах Достоевского, происходят по вине таких людей- идей, которые сами едва сознают, что творят. По Достоевскому, самый страшный грех именно в этом - допустить, чтобы совесть молчала, пока рассудок развивал свои ошибочные теории. Именно поэтому произведения Фёдора Михайловича Достоевского продолжают оставаться современными и по сей день. Нам, людям двадцать первого века, близки проблемы, которые поднимает в своем творчестве этот автор.

Top