1. Шестая глава, куда входит эпизод, начинается с лирического отступления. Суть его: каждый человек, в том числе и автор, живет под угрозой стать «мертвой душой» ещё до физической смерти. И не обстоятельства будут тому причиной, и не социальное положение: потеря юности и свежести на дорогах жизни не от возраста зависит: «охлажденный взор», «безучастное молчание», «неподвижные уста» - вина самого человека. Это вступление, проникнутое страхом и тоской, готовит читателя к последнему эпизоду в «помещичьей галерее».

2. Как проявляются здесь черты обстановки, знакомые по предыдущим «помещичьим» главам?
✔  Последовательность, скрупулезная подробность в описании деталей обстановки. Автор до такой степени не спешит обратиться к герою, что начало рассказа о герое не оформлено красной строкой. На всех картинах лежит печать бестолковщины, хаоса, сумбура.

3. Плюшкин здесь как последний шаг к смерти, как смерть в своем абсолютном проявлении: не человек, а «прореха на человечестве». И интонации автора уже совсем другие: не смех, а ужас и тоска. Даже на Чичикова это производит ужасающее впечатление. Трудно сказать, кто мысленно произносит монолог: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», автор или Чичиков.

4. Мертвенность Плюшкина подчеркнута деталью, вызывающей ассоциации с Кощеем Бессмертным или Бабой Ягой: длинный, выдающийся вперед подбородок. Аналогичность сказочному образу уже сама по себе создает атмосферу неподвижности, застылости. В мифологии Кощея Бессмертного и Бабу Ягу называют хтоническими образами: это старики, никогда не бывшие молодыми.

5. Но в то же время в эпизоде звучит мотив, противоречащий мотиву мертвенности (т. е. неподвижности, оцепенелости). Автор пользуется приемом, которого не было в предыдущих главах. Плюшкин нарисован изменяющемся во времени, с ним в поэму вошла биография и история характера. А это уже движение. Отличает Плюшкина от других помещиков и изображенные автором внутренние переживания: благодарность, радость от воспоминания.

6. И возникает подозрение, что эта «прореха» потому венчает ряд образов помещиков, что в Плюшкине ещё есть жизнь, еле теплящаяся, но есть. Так начинает развиваться в поэме тема «живой» и «мертвой» души.

TEXT.RU - 100.00%