Главным предметом внимания в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображения этого героя — «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:
Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах.
Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его…
...спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное.
Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
Но не только умением скрыть свои пороки под маской добродетели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», — пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая смётка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в первом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной комедии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».
«Живое» и «мертвое» тесно переплетается в Чичикове. Деньги нужны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, всё же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, мечтает завести домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губернаторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекликаются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об условиях формирования характеров:
Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь!
Но всё же главной характерной чертой Павла Ивановича Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать не так-то просто. В беседе с Маниловым он ведет себя, как сам Манилов и не скупится на всевозможные душевные излияния. Однако, разговаривая с Коробочкой, Павел Иванович не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости, ведет себя развязно и бесцеремонно, совсем как Ноздрёв. С Ноздрёвым же Чичиков становится слабым, беспомощным, этаким недотёпой, как Коробочка, гибко приспосабливается, соблюдая свою выгоду. При встрече с Собакевичем прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают. С Плюшкиным он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.
Одним словом, нет предела способностям нашего универсального героя. Он поставил цель и движется к ней, используя весь заложенный, сформированный потенциал. Почему именно его помещает Гоголь в знаменитую птицу-тройку, которая устремлена в будущее? Может ли подобный подлец, каким рисует его автор, измениться в будущем? Изменить будущее? Нам не дано проникнуть в замысел Гоголя, узнать возможные метаморфозы героя. Но, видимо, великий писатель предполагал эти перемены.
Читаемое в разделе:
- Петербург в повести Гоголя «Шинель»
- Тема творчества в повести «Портрет»
- Чичиков — главный герой поэмы Гоголя «Мертвые души»
- Сочинение на тему: Мое отношение к поэме «Мертвые души»
- Значение эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Роль «Замечаний для господ актёров» в комедии «Ревизор»
- Сочинение на тему: Мир вещей в поэме «Мертвые души»