Читая любое произведение, мы обращаем внимание не только на сюжет, на главных героев, но и на обстановку, пространство, где тот или иной персонаж живет, общается. Характер любого героя можно определить не только по описанию автора, но и по обстановке в его доме, усадьбе, поместье. В произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» текст разделен на главы, в каждой их которых описывается какой-либо помещик. Рассмотрев, где и как он живет, можно сразу понять, что это за человек. Иначе говоря, проанализировав его собственный мир вещей Гоголь использует в поэме в качестве способа характеристики действующих лиц, персонажей описание предметов, их окружающих. Сразу видно, что помещики и их дома, мебель, обстановка, в которой они проводят свою жизнь, необычайно похожи, вещи сами говорят о характере хозяина. Эта схожесть с неживыми вещами, мне кажется,  напрямую соприкасается с названием поэмы. Но не только люди и вещи связаны между собой самым тесным образом, гостиница, в которой остановился Чичиков, также передает состояние губернского города.

Гостиница была самая обычная запущенная гостиница самого обычного запущенного губернского городка. Комната Чичикова была такой же, как и во всех губернских гостиницах – «покойная, с тараканами, выглядывающими из всех углов, как чернослив», с молчаливо-любопытным соседом под боком. Снаружи гостиница также не была привлекательной, «выкрашена в вечную желтую краску», которая также «сильно била в глаза» при прогулке по улицам города. Картины в общей зале гостиницы, например картина с нимфой, нелепо выглядела в потемневших стенах залы, освещаемой «копченой» люстрой, как нелепо выглядели и надпись «Иностранец Василий Федоров», и двуглавые государственные орлы «Питейных домов». Но это все не было странно для проезжающих, видевших сотни таких, же расхлебанных небольших губернских городов с плохой администрацией, раздувавшей из самой своей незначительной заслуги великий подвиг, как обычно. В этом городе Чичиков и знакомится с «обходительным и учтивым помещиком Маниловым, имеющим глаза сладкие, как сахар», которого он и навещает через неделю.

Отыскав с трудом деревню Маниловку, Чичиков, наконец, видит хозяйский дом и сад. Мне кажется, очень важной та роль, которую играет расположение дома в сопоставлении с характером Манилова: «дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам». И мнение Манилова тоже менялось в зависимости от того, куда ветер подует, т.к. он был до приторности любезным человеком, и не мог противоречить собеседнику. Стоящий в саду «Храм уединенного размышления» наводит на мысль, что хозяин его любит и долго размышляет (так оно и было), но о чем – неизвестно. Ясно, что не о чем-нибудь серьезном, ведь это было бы несвойственно его пустой натуре. Пустоту эту доказывает бессмысленное время препровождение, например, вязание сюрпризов жене, совершенно глупых и ненужных. Красноречиво говорят о его чертах характера (несобранность, бессмысленность и глупость его жизни, лишенной всякой полезной деятельности) стулья, одни из которых обтянуты шелком, другие временно холстом или рогожей (это «временно» становится бесконечным), пустые комнаты, взаимоотношения с женой и сыновьями. Но Манилов является менее «мертвой душой», чем другие помещики, в нем еще нет такой страсти накопления, сбережения, стяжательства. Отсутствие этих качеств проявляется в невнимательном отношении помещика к делам хозяйства, из-за чего крестьяне его пьянствуют, а дела будут идти хуже и хуже. В отличие от Собакевича и Коробочки, которые знают всех своих крестьян поименно, он не знает даже имени своего приказчика. Манилов дарит Чичикову «мертвые души» бесплатно, берет на себя расходы по оформлении купчей. Он стоит у начала той расточительности и бесхозяйственности, которые позже проявятся в Ноздреве и Плюшкине в более высокой степени.

В Коробочке уже явно видна мания накопления и сбережения, что видно из предметов, ее окружающих: старенькие обои и картины, одежда, старые стенные часы. Она из тех, кто фасует деньги в мешочки, прячет в ящики со старым тряпьем. Она очень хозяйственна, за своим хозяйством следит сама, принимая все виды предосторожности от любого вида убытка, накрывая сетками яблони от птиц, везде расставляя чучела. Одно из них очень примечательно, то, которое в чепце хозяйке, оно стережет добро так же, как и Коробочка, растопырив свои длинные руки, думая только о выгоде, о том, как бы продать что-нибудь подороже. Живя лишь для этого, Коробочка действительно самая настоящая, «мертвая душа», без каких либо отклонений в сторону живой.

Развитие мертвенности происходит по возрастающей. Встречая помещика Ноздрева, Чичиков отправляется на экскурсию по поместью вместе с хозяином:

…возвратившись, он (Ноздрев) повел гостей осматривать всё, что ни было у него на деревне, и в два часа с небольшим показал решительно  все…

Это говорит нам о том, что поместье у Ноздрева небольшое, что за 2 часа его можно обойти от начала до конца. Можно подумать, что он в отличие от  многих других  помещиков, стремящихся расширить границы своих владений, не склонен к накопительству. Но это не так. Он очень любит хвастаться, тем, что у него есть, а именно: строящаяся кузница, водяная мельница, где не доставало верхнего камня. Усадьба же Ноздрева представляет собой множество конюшен, сараев, загонов для животных, которых на данный момент не имелось. Вся эта незаконченность, пустота, говорят, что Ноздрев, взявшись за дело, может его бросить и начать другое. Любимцами его являются лошади и собаки, для которых он устраивает маленькие дома с усадьбами. Особенно для собак, которых у него было огромное количество:

увидели там всяких собак всех возможных цветов и мастей; тут были все клички и все повелительные наклонения…

Подъезжая к усадьбе, Ноздрев показывает Чичикову якобы свои поля, на что его зять возражает, что это не так. Хотя это нисколько не смущает большого обманщика, он ссылается на то, что завтра же выиграет эти земли в карты. Нельзя сказать, что усадьба Ноздрева была маленькой, наоборот она была просторной и даже очень приличной, но единственным недостатком была ужаснейшая в ней грязь:

гости воротились той же гадкою дорогой к дому…

Что же представляет собой комната Ноздрева?

…Он повел их в свой кабинет,  где не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, т.е. книг или бумаги; висели только сабли и ружья.

Всё свидетельствует о большом увлечении хозяина дома охотой, свидетельством тому, являются и лошади, и огромное количество собак, причем охотничьих. Но помещик меньше уделяет времени своим хозяйственным делам, заботам, чем на охоту и собственные развлечения. В некоторых комнатах дома ведется ремонт, стоят леса, в других давно не убрано. На всем какая-то неопрятность, запустение. Даже дети выглядят неприкаянными и ненужными в сравнении с собаками, живущими намного счастливее родных отпрысков Ноздрёва. И всё в доме также поломано, недоделано, заброшено. Почти сломанная, но еще играющая ассорти из песен шарманка, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею трубки, недавно выигранный кисет с графинею, влюбившуюся в него на станции – вот, что окружает его. Можно сделать вывод, что Ноздрева не очень волновала обстановка в доме, то что он ел (даже гостям подали пригоревшее блюдо), главным его  увлечением была охота и азартные игры.

По-другому выглядит поместье другого помещика – Собакевича:

«… деревня показалась ему (Чичикову) довольно велика: два леса, как два крыла, березовый и сосновый; посреди виднелся деревянный дом с мезонином….»; «… двор окружен был крепкою, непомерно толстою деревянною решёткою…».

С первых же слов понятно, что здешний хозяин человек не маленьких размеров, довольно крупный и много хлопочущий о прочности:

«…на конюшни, сараи были употреблены полновесные, толстые бревна, определенные на вековое стояние…»; «…словом все, на что ни посмотри было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…»

Таким же был и Собакевич: огромный, неуклюжий, но твердо стоящий на ногах человек. В доме его висело много картин. На них были полководцы, герои с толстыми ляжками и невероятной длинны усами. Таким образом, его окружали вещи такие – же по размерам как он, даже живший в клетке, на окне дрозд был похож на него: «…хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, хотел, чтоб его комнату украшали тоже люди крепкие и здоровые», – говорит нам и автор.

Последним в галерее помещиков находится  Плюшкин. Подъезжая к усадьбе Плюшкина, Чичиков видит огромные горы прошлогоднего, а возможно и позапрошлогоднего хлеба, на вершине которого растет кустарник. Встречая барина, принимает его за ключницу: так неопрятно,  по-нищенски выглядит помещик. 

«…Чичиков вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба…»;  «…затем он попал в комнату, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из широкой дверной щели…»;  «…отворив дверь, он оказался в сплошном беспорядке…»

Вот так добрался Чичиков до центральной комнаты, перед ним предстала следующая картина:

«…нагроможденная мебель, прислоненный к стене шкаф, часы, с остановившимся маятником, к которому приладил свою паутину паук…»; «…на бюро, выложенном мозаикой, которая отлетела, лежала всякая всячина: куча исписанных мелко бумажек, накрытых позеленевшим прессом, высохший лимон, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, высохшие как в чахотке чернила, зубочистка, совершенно пожелтевшая…»

Все это говорит о том, что здесь прекратилась жизнь уже давно, и, наверное, никогда не вернется. Видно, что хозяин, т.е. Плюшкин, не занимался ни помещичьими делами, ничем вообще, кроме как собирательством нужных и ненужных вещей, загромождая ими все большее и большее пространство в доме:

«…люстра, похожая на кокон, куча чего-то непонятного была в углу комнаты. Что в ней находилось решить трудно, ибо пыли было в таком изобилии, что руки, прикоснувшиеся к ней, были похожи на перчатки…»

Сразу вспоминается прореха на халате Плюшкина, которая символизирует своего рода прорву, поглощающую всё живое. Все уснуло в доме Плюшкина. Да это даже был не дом, а свалка, кладовка для вещей, которые он приносил с улицы. От самого его веяло дряхлостью, серостью. У него даже не было искры в глазах, напоминавшей о том, что человек живет. Этот темный, обвешанный всякими тряпками, не нужными и непонятными вещами человек и жил в темном и захламленном доме, где не было даже солнечного луча.

Во всех выше описанных случаях, будь то Манилов, Коробочка, Собакевич или другие помещики, мы видим, что каков человек, таков у него дом, усадьба и поместье, словом весь окружающий его мир. Гоголь описывает все это подробно для того, чтобы как можно точнее описать город, в который прибывает Чичиков, помещиков, какие они были. Таким образом, он отражает в своем произведении то общество, ту обстановку, в которой жили данные персонажи, ту эпоху и тот период.

TEXT.RU - 69.53%