1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты, духоты. Скопление разных людей, оказавшихся вместе не по воле, а по обстоятельствам.

2. Действие начинается ссорой. Это обычное начало дня. Атмосфера ночлежки пропитана враждебностью, злобой.

3. Ночлежники люди грубые, чёрствые, привыкшие к зрелищу человеческих страданий. Их разговор не становится диалогом. Нет нормального общения. Единственная форма общения – ругань, издёвка. Каждая реплика звучит как отдельная, на неё нет отзыва.

4. Здесь, на «дне», присутствуют все человеческие ценности, вернее то, что «наверху» принято считать ценностями, но как же они изломаны, изуродованы. Но не эти люди их изуродовали. Просто здесь в сконцентрированном до абсурдности формате живет то, что «наверху» существует в более разбавленном, разреженном виде. Семья – Клещ и Анна, Костылев и Василиса, воспоминания Квашни о муже. Труд – Клещ с его работой, прикованностью к обрубку дерева, злобой на всех и всё. Религия – лицемерие Костылева и его лампадка, масло для которой куплено на деньги, выжатые с нищих постояльцев.

5. Здесь, в самом начале пьесы, уже проявляется закономерность, типичная для Максима Горького: чем больше герой оторван от среды, чем меньше от неё зависит, чем чище, по выражению Бубнова, стер с себя наружную краску, тем он человечнее, привлекательнее. Самый несимпатичный – Клещ, не желающий расстаться со старыми, принесенными «сверху», представлениями о назначении человека.

6. В первых сценах уже завязывается главная проблема, решению которой посвящена пьеса: проблема правды и лжи. Клещ – Квашне:

Врешь!

Квашня – Клещу:

А-а! Не терпишь правды!

Сатина били за шулерскую игру в карты. Настя читает «Роковую любовь». Васька злится на Костылева, за то что разбудил и не дал досмотреть «хороший сон».

7. Появление Луки подготовлено спором о чести и совести.