Крупные поэтические формы в творчестве М.Ю.Лермонтова

 

Мы с детства знаем Лермонтова-поэта. Со школьных лет запоминаем наизусть его стихотворения, которые часто оказываются очень близки каждому из нас — Михаил Юрьевич Лермонтов, пожалуй, один из любимых у молодых людей поэтов. Нам близки страданий и поиски его мятущейся души — основная тема всей лирики. Эту же тему, только на большем пространстве и с иными художественными средствами, разрабатывает Лермонтов и в крупных поэтических формах. Его обращение к ним вовсе не случайно. Лермонтов — один из ярчайших представителей русского романтизма. А форма поэмы всегда влекла к себе романтиков.

Творчеству Лермонтова свойственен индивидуализм, стремление противопоставить себя окружающему миру, изображение сильных личностей, обуреваемых страстями и стоящих над миром (а точнее, как бы вне мира). И основная тема поэм Лермонтова — неизбежный конфликт неординарной личности с обыкновенной средой. Об этом написаны все его крупные поэтические произведения, в том числе две таких известных и любимых многими поэмы, как «Мцыри» и «Демон». Разбойник, отступник, изгнанник, узник — вот герои Лермонтова. В центре его поэм всегда классический тип романтического героя — гордый, мятежный, противостоящий всему миру и окружающим. Впрочем, Демон противостоит не окружающей среде — он её просто «презирает иль ненавидит». А Мцыри, мятежник в душе, долгое время не имел возможности понять, что же такое свобода:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Герой поэм Михаила Юрьевича одинок и горд своим одиночеством и страданием. Он может творить зло, но — «без наслажденья». Обычно всё заканчивается крахом героя — если не крахом, то ещё большим отчаянием. Мир в эстетике романтизма жесток, к герою реальность беспощадна.

Мцыри борется за свою свободу и противостоит среде, в которой рос. Он гибнет, сломленный волею рока, но дух его не сломлен (кстати, Лермонтов очень четко разделяет поражение физическое или моральное. Его герои обычно погибают физически, торжествуя нравственно). В «Песне о купце Калашникове» мы тоже видим противопоставление двух героев — Калашникова и опричника Кирибеевича — из-за любви к Алёне Дмитриевне. И вновь оба гибнут. Обуреваемый страстями байронический герой — любимый, тип Лермонтова.

Но для верного понимания ангорского замысла очень важно и другое — роль пейзажных описаний в поэмах. Действие обычно происходит на Кавказе («Песня...» — исключение), автор дает величественные, романтические описания дикой природы, чья необузданная свобода в чем-то созвучна внутреннему миру героя. Без природы невозможны ни Демон, ни Мцыри. Если людям они противостоят, то с природой — ливнем, грозой, стремительным Тереком — едины.

Язык поэм Лермонтова эмоционален, богат эпитетами и сравнениями. Поэт часто использует высокую лексику, а в «Песне...» — стилизацию под былинный слог.

Поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова полностью отвечают всем канонам литературного романтизма. Они обычно зажигают ответный огонь в душе читателя — ведь невозможно остаться равнодушным, проходя вместе с героем все этапы его нелегкого пути. И, каждый раз перечитывая эти поэмы, мы немножко лучше узнаем самих себя и самые сокровенные побуждения души своей...

Top