Две трагических судьбы, две сломленных души... Две молодых жизни, которые судьба оборвала в самом начале пути... Две героини одного автора — русского драматурга Александра Николаевича Островского — Лариса из «Бесприданницы» и Катерина из «Грозы».

В обеих пьесах основная тема, в сущности, одна — людские нравы. Страшные понятия, которые с легкостью калечат не только души, но и жизни человеческие. Общая их идея — влияние на природу, на истинную сущность человека тех духовных элементов, которыми живут тёмные, отсталые личности и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни...

Чем-то похожи и героини, хотя, по сути, характеры их совершенно различны. Катерина религиозна, но, в общем-то, её религиозность не ритуальна, не обрядова, она эмоциональна и с этической подоплекой. Катерина покорна — Лариса противоречива и своевольна. В любви своей к Борису Катерина принимает предательство с его стороны почти безропотно. Лариса же Паратовым оскорблена, она пытается как-то бороться за свое счастье. Катерина в итоге добровольно расстается с жизнью (это её единственный протест за все действие пьесы), Ларису же убивает Карандышев (и читателю остается лишь догадываться о том, что и она сама впоследствии могла бы свести счеты с жизнью). Катерина ощущает себя частью природы, она едина с ней. Ларисе это несвойственно...

И всё же судьбы обеих героинь говорят нам об одном и том же. Столкновение различных мировосприятий — вот тот вопрос, который исследует Островский. В случае с Катериной это столкновение чувства и супружеского долга (это — внешняя, событийная основа, на деле конфликт глубже). Здесь не только внешние обстоятельства — огромную роль играет и само поведение героини, ведь Катерина могла бы и удержаться от связи с Борисом. Получается, что в какой-то степени она сама себя толкает к гибели. Иное дело - Лариса. Её трагедия — в обстоятельствах, от девушки не зависящих. И в какой-то степени в начале пьесы Катерина — хозяйка ситуации, а Лариса — лишь игрушка в руках судьбы.

На деле же всё выходит иначе. Катерина пытается как-то противостоять событиям, но лишь в начале. А затем она полностью подчиняется более сильному характеру — Кабанихе. Катерина убеждена, что совершила страшный грех. Она чувствует себя виновной, но людская жестокость её удивляет. Философская, бытийная сторона кульминации «Грозы» в том, что окружение Катерины только говорит о боге и богобоязни, она же сама относится к религии прочувствованно. Этот конфликт — противостояние характера среде — характерен для многих пьес Островского.

В пьесе «Бесприданница» ситуация усложнена: введено активное мужское начало (Паратов), которого нет в «Грозе». Лариса одновременно пытается и добиться счастья, и побороть своё влечение к Паратову, но в итоге она осознает себя лишь дорогой и красивой вещью... Возможно, Лариса — натура более сильная и цельная, чем Катерина.

Вероятно, женские образы потому так часто стоят в центре пьес Островского, что он видит в женщине более чистое, более хрупкое создание. Драматург наделил своих героинь тяжёлой судьбой, но читателя и зрителя, это очищает, подталкивая к размышлениям над собой.