Лицейские годы жизни юного Александра Пушкина были насыщены общением с продвинутой молодежью современности. Усилению оппозиционных политических настроений Пушкина способствует его сближение в последние годы пребывания в лицее с передовой офицерской молодежью стоявшего неподалеку гусарского полка: одним из образованнейших людей того времени П.Я. Чаадаевым и сыном героя Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевским.

Вокруг Пушкина складывается в лицее кружок друзей-единомышленников, братскую связь и дружбу с которыми он сохранил на всю жизнь; некоторые из них — И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер — стали участниками восстания 14 декабря 1825 года.

Уже в лицее с необычайным блеском развертывается поэтическое дарование Пушкина. В 1814 году в одном из самых видных журналов того времени публикуется его послание «К другу стихотворцу», в котором уже явственно звучит серьезное отношение пятнадцатилетнего отрока Пушкина к литературному труду, противопоставляемое господствовавшей в то время в дворянско-салонной среде точке зрения на поэзию как на легкую и приятную забаву, как на «плетение» рифм.

Вскоре Пушкин не только становится признанным главой многочисленных лицейских стихотворцев, но и выходит в ряд лучших русских поэтов того времени. Державин восторженно провозглашает его равным себе; Жуковский отзывается о нём как о «чудотворце», «будущем гиганте, который всех нас перерастет».

Шестнадцатилетнего Пушкина заочно выбирают в члены боевого литературного кружка «Арзамас», организованного в 1815 году последователями новых литературных течений, во главе с Жуковским, в противовес реакционной «Беседе любителей русского слова», отстаивавшей безнадежно устарелые формы классицизма восемнадцатого века.

Действительно, уже в свои школьные лицейские годы Александр Сергеевич замечательно развивает культуру русского стиха, достигшую значительного совершенства под пером его непосредственных литературных учителей — Жуковского, Батюшкова.

Наряду с этим в таких лицейских произведениях, как «Тень Фонвизина», «Городок», он уже начинает разрабатывать традиции тех предшественников, которые являлись носителями наиболее передовых идей своего времени, в произведениях которых было особенно много элементов народности и реализма, — традиции Фонвизина, Крылова.