Герой этого романа не всегда одинаков. На протяжении всего произведения автор показывает нам, как изменяется его душа, его внутренний мир. С первых же страниц романа мы знакомимся с его героем — Евгением Онегиным. И видим легкомысленного молодого человека из высшего света, успевшего уже за свою жизнь всем пресытиться и обо всем составить свое представление — чаше всего отрицательное. «Молодой повеса», — так коротко и точно называет его автор. Этот человек не может ничему верить, не может полюбить никого, даже самую славную девушку... И совсем другого Евгения Онегина видим мы в конце — в восьмой главе — романа. Что же с ним произошло, отчего он так изменился?
Конечно, свою — и немалую — роль сыграли здесь путешествия, размышления героя о смысле своего существования. Но подлинное духовное перерождение пришло к Онегину лишь после второй встречи с Татьяной.
Любовь — вот что перевернуло душу героя. За два года странствий Онегин повзрослел и изменился, теперь он уже способен на настоящее, глубокое чувство — и оно приходит:
Но вот толпа заколебалась, По зале шепот пробежал...
Так описывает автор появление в бальном зале Татьяны. Да, теперь она — светская дама, но отнюдь не за это любит ее Евгений. Просто душе его теперь подвластны такие чувства, о которых он прежде не имел понятия. Ведь он любит ту, прежнюю Татьяну — она же нисколько не изменилась:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.
То есть внутренне-то это та же самая деревенская девочка, выделяющаяся своей природной простотой и естественностью из пестрой толпы большого света. Это изменение — от уездной барышни до светской дамы — лишь внешне. И Онегин почти сразу узнает в ней ту, прежнюю Татьяну, которая давно его любила. Первая его реакция — простое удивление. Но потихоньку в душе его развиваются противоречивые чувства... Только теперь он сумел разглядеть в ней то светлое начало, что таилось в Татьяне!... Сравнив ее с дамами высшего света, Онегин на этом контрасте ярче увидел красоту Татьяны — красоту не внешнюю, а внутреннюю, душевную. И теперь с героем происходит что-то новое — таким мы его еще не видели:
Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон...
Ранние, показные «чувства» его молодости не тревожили душу, не вызывали мечтаний, не мешали сну... Теперь — иное дело. Евгений Онегин, как и всякий влюбленный, занят Татьяной непрерывно:
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности — любовь?
И мы рады за героя, хотя эта любовь ни ему, ни Татьяне не принесет счастья — напротив, она принесет много боли... Чему же радуется читатель? Мы рады за героя, смывшего с себя налет холодной светскости, сумевшего вновь пробудить свою душу для любви, для счастья. И пусть Онегин и Татьяна не могут быть вместе — мы знаем, что к герою романа пришло, хоть и запоздало, духовное возрождение.
Читаемое в разделе:
- Сочинение на тему: «В чем трагедия Онегина»
- Значение калмыцкой сказки в раскрытии образов героев повести Пушкина «Капитанская дочка»
- Лирика А.С. Пушкина. Сочинение.
- Почему Германн сошел с ума? Сочинение по повести «Пиковая Дама»
- Особенности драматургии Пушкина А.С.
- Был ли счастлив мой Евгений? Сочинение по роману «Евгений Онегин»
- «А счастье было так возможно...» по роману «Евгений Онегин»