Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
В.Г. Белинский.

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин создал целую галерею образов прекрасных русских женщин. Это Лиза из повести «Барышня-крестьянка», Маша из романа «Дубровский», Дуня из «Станционного смотрителя». Но самой любимой героиней Пушкина была Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Внешность своей любимой героини автор передает в сравнении с обликом Ольги, сестры Татьяны. Пушкин подчеркивает вторичность физического по отношению к духовному, утверждая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным. На долгие годы образ этой девушки станет эталоном красоты, благодаря таланту Александра Сергеевича.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Так начинает автор романа описание своей героини. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает её духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает «страшные рассказы зимою в темноте ночей», красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды:

Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь накалам чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь её любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем. Его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, цельность и самобытность органичной натуры. Искренне и непосредственно выражает она сумбур своей души, глубину чувств, стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья...

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя...

Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

И Татьяна оказалась верна своей первой любви, в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве («Мой бедный Ленский! изнывая, не долго плакала она. Увы! Невеста молодая своей печали неверна»). Правда, судьба распорядилась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не её вина. Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верности устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего её человека. В этом её жизненная драма. Решительно, с достоинством отвергает она запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердца есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Оказавшись после замужества в высшем свете, Татьяна ничуть не меркнет в окружении блестящих красавиц, она «беспечной прелестью мила». Эта прелесть не внешняя, а богатый внутренний мир нашей героини. В любой обстановке она чувствует себя естественно, так как не является пустым сосудом, требующим наполнения. Татьяна цельная и богатая натура. В деревне она чувствовала свою органическую связь с природой, никогда не скучала, находя себе занятие в чтении книг, прогулках, тайных мечтах. Став светской дамой, Татьяна осталась верна себе. Видя запоздалую любовь Онегина, героиня лучше его самого понимает причину этой любви:

Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что муж в сраженьях изувечен...
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?..

Поражает проницательность этой женщины. Она хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась властвовать собой. Её любовь к Онегину не прошла. Татьяна усилием воли подавила в себе это чувство, но тем губительнее оно для неё. Этот внутренний огонь, по словам Белинского, сжигает героиню тем больше, чем больше она его подавляет. Но в том-то и прелесть этой женщины, что она никогда не даст этому огню вырваться наружу. Верность слову – принцип Татьяны, она никогда не переменит своих идеалов. Эти идеалы ставят пушкинскую героиню выше окружающего светского общества и помогают переносить ей свое горе.