Лирические отступления и их роль в повествовании

 

Писатели и поэты всегда стремились донести до нас свои мысли по тому или иному вопросу, рассуждения о жизни, поделиться философскими воззрениями. Любая книга — это беседа автора с читателем. Нигде так полно не раскрывается образ автора, его жизненная позиция, как в лирических отступлениях. Они выражают отношение автора к тому, о чем он пишет, они выходят за рамки сюжета и призваны раскрыть идейный смысл произведения. Лирические отступления — обращения к читателю, размышления автора, его воспоминания. И нельзя недооценивать их роль в повествовании.

В русской литературе лирические отступления играют огромную роль во многих произведениях: в романе Пушкина «Евгений Онегин», в поэме Гоголя «Мертвые души», во многих произведениях Льва Толстого.

Рассмотрим хотя бы один из этих примеров. Пушкинский роман «Евгений Онегин» Виссарион Григорьевич Белинский назвал самым задушевным произведением поэта. Мы встречаемся с автором на страницах романа, как с одним из героев:

К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин...

Каверин — друг Пушкина, а в Москве на Татьяну обратил внимание Вяземский, близкий его знакомый. Конечно, в таком произведении мы встречаем множество лирических отступлений. Поэт включает в роман и литературные споры с Шишковым:

Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести).

Пушкин делится с читателем и творческими планами, и мыслями о любви, о поэзии... Много строк посвящает он красоте природы, с легкой улыбкой описывает «уездной барышни альбом». И мы понимаем, как мила ему провинциальная Россия.

Из лирических отступлений узнаем мы и о том, что театр для Александра Сергеевича — «волшебный край», и о его патриотической любви к Москве:

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Таким образом, все стремления, все чувства поэта оказались в романе. И мы ведем с автором живую беседу, ведь читая любое произведение, мы всегда чувствуем рядом присутствие автора. Мы симпатизируем тем героям, которые нравятся ему, видим события прежде всего его глазами. Лирические отступления приближают автора к нам, делают зримой его роль в повествовании, дают ему учить нас тому, что он понял сам.

TEXT.RU - 82.25%

Top