Художественные особенности творчества таких мастеров короткого рассказа, как Антон Павлович Чехов и Иван Алексеевич Бунин, во многом схожи (так как нельзя отрицать их влияние друг на друга), но имеют и кардинальные различия. Хотелось бы показать их на примере двух рассказов — «Руся» Бунина и «Дом с мезонином» Чехова.

Первое различие поэтики этих двух авторов состоит в целях написания произведения. В бунинских рассказах звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблемы судьбы и случайности, развития отношений часто уже не молодых и очень одиноких людей. Чехов, хотя тоже затрагивает в своих произведениях темы одиночества, случайных встреч, но его не интересует в этих ситуациях поведение человека как личности, его интересует какой-либо собирательный образ — тип любого класса, поведение, скажем, всех чиновников или всех женщин полусвета.

Композиция их произведений всецело подчинена художественным задачам. В рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином» мы видим движение от общего к частному: сначала описывается социальное положение героя, потом его привычки и уже потом — внутренний мир. Чехов препарирует своих персонажей, снимая с них слои за слоями. У Бунина чаще всего действует абстрактный «он» или даже «я»; для него важен только внутренний мир героя. Это ведет к тому, что рассказы Бунина несут гораздо большее эмоциональное напряжение, хотя в них почти никогда нет ярко выраженной кульминации. Бунин часто прибегает к приему «ретроспекции», и читатель не замечает, как плавно «настоящие» события перетекают в воспоминания. Время у Бунина текуче, в этом ему помогает пейзаж (когда одно за другим следуют два контрастных описания природы, одно «тогда», другое «сейчас»). На примере рассказа «Руся» мы видим, как зыбка граница между прошлым и настоящим: разговор жены с главным героем заканчивается тем, что герой описывает внешность Руси, а потом с этого же начинается поток его воспоминаний.

В чеховских рассказах нет такой эмоциональной и временной текучести. Ему не нужно скрывать свои приемы, структура «Дома с мезонином» обнажена, пейзажные описания, как и положено, выражают настроения героя. В «Доме с мезонином» тоже есть два контрастных описания одного и того же места, но они не сталкиваются: одно предваряет действие, другое завершает его. Чехов и в прозе остается драматургом. Он почти не описывает внешность героев, зато дает вполне постановочные, сценические детали. Белые каменные ворота со львами — чем не декорация?!

Деталь для Чехова является главным носителем информации. Одной фразой он может выразить характер персонажа, его настроение, его мироощущение. В портретных описаниях его интересуют только те детали, которые несут в себе что-то большее, чем просто указание на внешность. Бунин, плененный красотой мира, великолепно владеющий русским языком, нагромождает определение на определение, эпитет на эпитет («Длинная, черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий, правильный нос, черные глаза, черные брови»). О Мисюсь мы помним только то, что у неё «бледные, слабые руки». Этот эпитет «слабый» — почти единственный, который употребляется по отношению к её внешности. Он описывает и её внутренний мир — она слаба, и это главное в ее характере. Различие темпераментов этих авторов и проявляется в отношении к детали. Бунин создает настроение обилием, казалось бы, ничего не значащих подробностей, Чехов концентрирует всю информацию в одной-двух строчках.

Итак, мы показали на примере двух рассказов, оба из которых, несомненно, являются шедеврами, различие поэтики двух гениальных писателей — Бунина и Чехова.