Период конца девятнадцатого — начала двадцатого века смело можно назвать «переломным». Назревали социальные потрясения, менялось общественное сознание, происходила переоценка ценностей. Менялась и литература. Появилось множество новых направлений, в область литературного рассмотрения входили новые темы и проблемы.
Русская проза этой эпохи очень разнообразна. Тогда писало множество талантливых авторов, и каждый вносил в литературу что-то новое. Прежде всего следует сказать о смене жанров. Если в шестидесятых годах девятнадцатого века в литературе господствовала форма большого романа, то теперь его место занял короткий рассказ (хотя романы тоже писались). Малая форма предполагает гораздо большую концентрацию информации, чем большая, отсюда такое внимание авторов к художественной детали. Бытописание с помощью таких деталей, которые создают комический эффект — основа творчества Лейкина и раннего Чехова — Антоши Чехонте. Деталь несет огромную информационную нагрузку во всем творчестве Чехова, так «слабые руки» Мисюсь в «Доме с мезонином» говорят нам о её душевной слабости, а запах жареного лука в «Ионыче» еще более подчеркивает пошлость существования семьи Туркиных.
У Бунина художественная деталь имеет прежде всего эстетическое значение. Его проза — проза поэта, об этом нельзя забывать. Он перечисляет детали, которые могут и не нести в себе конкретной информации, но являются совершенно необходимыми для создания настроения, для передачи авторской интонации.
В романах Мережковского деталь всегда имеет символическое значение. Он — теоретик символизма и чуть ли не глава школы — ничего не пишет зря, и каждая деталь является символом. Когда Петр в «Петре и Алексее» случайно наступает ногой на икону и раскалывает её пополам, то это в контексте романа приобретает философское значение. Вообще, символистская проза очень многозначительна. Для нее характерен интерес к философским вопросам, к проблемам христианства. Отсюда такой их интерес к античности («Юлиан Отсупник» Мережковского, «Алтарь победы» Брюсова), к средневековью («Огненный ангел» Брюсова), к мистике и вообще всему таинственному.
Рассказы Л.Андреева нельзя отнести к определенному направлению. Сам он себя называл «неореалистом», и стремился показать «ирреальное в реальном». Отсюда и вполне символистская тематика его рассказов, по форме чисто реалистических. Его любимая тема — это отношения человека и судьбы, и весь пафос его творчества пессимистичен. Наряду с «неореализмом» был еще и «неоромантизм». Ранние рассказы М.Горького, такие как «Челкаш», «Старуха Изергиль» пропитаны романтическим мироощущением.
Мы видим, что русская проза конца девятнадцатого — начала двадцатого века развивалась по нескольким направлениям, нащупывала разные пути, словом, жила полнокровной и творческой жизнью.
Читаемое в разделе:
- Тема революции и гражданской войны в литературе 20-30 годов
- Образ Петра Первого в русской литературе
- Сочинение: Любовь к человеку в русской литературе
- Поэтика Чехова и Бунина. Сравнительный анализ
- Сочинение на тему: Человек на войне
- Судьба человека в тоталитарном государстве
- Проблема «лишнего человека» в русской литературе XIX века
Ранее опубликованные в разделе:
- Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
- Сочинение на тему: Советская сатира 20-30-ых годов
- Тема революции и гражданской войны в литературе 20-30 годов
- Судьба крестьянства в произведениях М.А. Шолохова и А.П. Платонова
- Человек и окружающий его мир в произведениях Бунина, Куприна, Короленко
- Поэтика Чехова и Бунина. Сравнительный анализ