«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя»
Н. Г. Чернышевский.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из самых ярких сатириков девятнадцатого века, человек – воплощенная совесть. Во многом он является последователем традиций Н.В.Гоголя. Та горячая ненависть к чиновникам, которую испытывал Николай Васильевич, нашла продолжение в произведениях Салтыкова-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности.

В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель выводит целую галерею аллегорических образов, которые мешают развитию России. Главное зло, которое осуждает автор,— крепостное право. Писатель видит в нём вред не только для рабов, но и для господ, ведущих паразитический образ жизни, декларирующих своё превосходство над всеми тварями. В сказке «Дикий помещик» главный герой – помещик – ненавидит своих крестьян. Он видит в них лишь вред. После исчезновения мужиков помещик просто дичает, так как никто за ним не ухаживает, еду никто не готовит, даже собравшиеся в гости друзья-помещики считают своего приятеля недальновидным и расходятся недовольными. Но главное, что торговля, производство товаров замирает, рынок пустеет, людям, горожанам становится нечего есть. И вот тут власти, наконец-то, задумываются о причинах и следствиях случившегося и решают: помещика изловить, мужика вернуть, порядок в государстве навести. Помещик остался недоволен, но стерпел, потому что очень проголодался…

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сарказм писателя достигает вершины. Беспомощность генералов обусловлена политикой правительства: чиновники такие же паразиты, как и помещики, живут, ничего не делая, лишь функционируя, создавая видимость деятельности. Попав на необитаемый остров, они не способны обеспечить себя едой среди обилия пищи. Одичав от голода, они чуть не убили друг друга. Однако появившийся невесть откуда «лежебок-мужик» спасает их от неминуемой гибели. Парадоксально, что этот свободный человек так легко соглашается прислуживать двум генералам, он не обрекает их на смерть, не бросает в беде, а просто делает всё, чтобы их спасти. Мужик так ловок и сноровист, что плетёт силок из собственных волос для ловли птиц, вяжет веревку, позволяя себя привязать к дереву (чтобы не сбежал) и в довершении варит суп в пригоршне. Он способен к любому делу. Больно осознавать, что такой талантливый и сильный человек не способен по достоинству оценить своё назначение – творца истории отечества.

Вместе с Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещиках, лодырях и бездельниках-чиновниках, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Автор подводит читателей к мысли о необходимости решительных перемен в обществе. Его убеждение в том, что крепостное право – бич современности, отмена его – основное условие нормальной жизни общества.

По свидетельству современников, Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, основным злом считал насилие и грубость. Всем своим творчеством писатель бескомпромиссно боролся против названных пороков, стараясь искоренить их в России.