Образ Наташи в романе «Война и мир»

 

Она появляется не сразу... В первых сценах — в напыщенно-искусственном салоне Анны Шерер — её нет. Она влетит потом в комнату к взрослым гостям и сама испугается стремительной силы своего бега... Стремительная сила — вот, пожалуй, то, чем определяется характер главной героини романа «Война и мир» Наташи Ростовой.

В самом начале книги ей только тринадцать лет. Она хочет казаться взрослой, но та жажда жизни, которая таится в ней, все выдает. Наташе всё интересно, всё она принимает близко к сердцу — в этом секрет её очарования. Автор много раз говорит, что она нехороша собой, и тут же — что красива. В чем же дело? Красота Наташи зависит от внутреннего состояния девушки, от её огня души — поэтому так меняется внешность героини. Наташа — движение, она не может всё время быть одинаковой. Рядом с ней — Соня, та всю жизнь тихо и верно любила Николая. Наташа наделена гораздо большей способностью любить, её чувства сильнее и ярче — но почему же она так часто ошибается? С легкостью забывает Бориса, с которым, казалось бы, хотела всегда быть вместе... Почти с первого взгляда влюбляется в князя Андрея и потом поддается на обман Анатоля... Всё просто — Наташа так хочет жить, так стремится всё испытать, что готова принять за любовь всякое увлечение. У неё не хватает сил и терпения на то, чтобы подождать настоящую любовь — и она убеждает себя в том, что влюблена. Толстой несколько раз повторяет, что сущность жизни Наташи — любовь. Чтобы доказать, например, свою любовь Соне, она приложила к руке раскаленную линейку (хотя, скорее, она доказывала не Соне свою любовь, а себе — свою силу воли). Наташе — в пятнадцать лет! — приходят в голову такие вопросы, которых не знают, к примеру, уже взрослые Элен и Жюли. Что благородно, а что нет, как можно и как нельзя поступать — все волнует героиню романа. В этом ещё один секрет её неизъяснимого очарования: у неё есть свой мир, и в мире этом огромное место занимают другие люди. Наташе трудно понять их умом — и она понимает сердцем. Но внутренняя сила её так велика, что действует почти на всех окружающих. Под необъяснимое обаяние Наташи попадает Борис, когда приезжает «с твердым намерением дать ясно почувствовать ей и родным её, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для него, ни для нее». Под власть её чарующей силы попадает и Денисов, когда, неожиданно для самого себя делает Наташе предложение. И князь Андрей, уже решивший, что жизнь для него не имеет ни смысла, ни будущности, тоже меняется — только лишь слыша голос Наташи. И чарует она всех тем же самым — своей необычайной жаждой жизни. Именно эта жажда и приводит к разрыву Наташи с князем Андреем. Она была удивлена и даже напугана его любовью:

Что он ищет во мне?.. Что, как не во мне того, что он ищет этим взглядом?

Наташа и князь Андрей, полюбив друг друга, не сумели понять, ведь понять и полюбить — разные вещи. И потом, когда старый князь Болконский велел отложить свадьбу на год, Наташа просто не сумела дождаться... Ей нужно было счастье сейчас, сию минуту — и мимолетное увлечение Анатолем она приняла за любовь... Если бы князь Андрей лучше понял душу Наташи... Если бы она могла немного потерпеть... Но никто не виноват в случившемся — иначе не могло бы закончиться. Как и во всяком человеке, в Наташе есть не только светлое, но и темное начало; но за каждую свою ошибку она расплачивается сполна, и никто не может осудить её суровее, чем она сама. Вот почему мы любим Наташу, и прощаем ей все: она сама себе не прощает. Ведь она честно рассказывает князю Андрею то, что не может быть его женой... Поэтому мы почти всё принимаем в Наташе. И ошибки её, и её горе... Часто, правда, трудно понять другую Наташу — графиню Наталью Безухову, ту, которой она стала в конце романа. Наташа изменяется неожиданно, резко, и вот перед нами уже иная героиня:

в лице её не было, как прежде, этого непрестанного горевшего огня... Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка.

Но внутренне-то Наташа не изменилась! Просто теперь у неё иная жажда жизни, иное счастье — дети и Пьер. Наташа полностью принимает внутренний мир Пьера, все его заботы, его мысли... Так стоит ли осуждать её за то, что она так изменилась внешне, если душа её, её сила, её жажда жизни остались неизменными?.. И поэтому, справившись с первым ощущением удивления, мы принимаем и понимаем новую Наташу...

Top