Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир»

 

Наполеон и Кутузов... С чего, казалось бы, останавливаться на этой теме? Ни тот, ни другой не относятся к главным героям романа, часто мы даже пролистываем страницы с их описанием... И все же почему Льву Николаевичу так потребовалось не просто вывести на сцену двух главнокомандующих, а еще и явно противопоставить их друг другу?

Очевидно, этого требовала та цель, которую ставил перед собой автор. Толстой в своем романе многократно обращается к этим персонажам, ни в коей мере не идеализируя их. Но читателю все равно видна и явная симпатия автора к Кутузову, и его ненависть к Наполеону. Кутузов в романе всегда естественен. Он стар и мудр, и Толстой не боится показать его именно старым, даже дряхлым. Он не скрывая говорит об «огромном толщиной теле» Кутузова, о том, что ходит полководец «медленно и вяло». Даже во время Бородинской битвы, когда решается судьба России, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался с тем, что предлагали ему". Противопоставляя Кутузова Наполеону, Толстой стремится показать, как спокойно Кутузов отдается воле событий, как мало он руководит войсками, зная, что в итоге все решит «неуловимая сила, называемая духом войска». С другой стороны, в критической ситуации Кутузов способен принять решение, на которое другой бы не осмелился. Таков он на совете в Филях. Не случайно все происходящее автор описывает с точки зрения маленькой крестьянской девочки Малаши. И мы еще острее видим сквозь её детское восприятие переживания полководца. Малаша, не понимая ничего, что говорилось на этом совете, была все же на стороне «дедушки». Кутузов не боится взять на себя огромную ответственность, и при этом его не занимает мысль, сочтут ли его несмелым. Впрочем, почти все присутствовавшие на этом совете понимали — Москву надо оставить. И только Кутузов смог это сказать. Почему? Да потому, что думал он лишь о судьбе России, а не о том впечатлении, которое он производит. Дряхлый, старый человек совершает огромный нравственный подвиг. Это — его долг. Не случайно в последней главе о войне, после победы, Толстой пишет:

Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

А что же Наполеон? По-моему, он просто отвратителен автору романа. Толстой ненавидит его — его дрожащие икры, его мелочность, его ярко проявляющиеся эмоции, нарочито подчеркнутую любовь к сыну... Наполеон постоянно думает о том как он выглядит. И лишь во время Бородинской битвы мы видим его иным:

Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом.

Здесь автор впервые показывает его естественным и безобразным. В романе Наполеону уделено гораздо больше текста, чем Кутузову. Наполеон суетлив и деятелен, Кутузов подчеркнуто сонен. И лишь в тот момент, когда Наполеону некогда думать о впечатлении, которое он производит, он естественен. Не следует забывать и о том, что Толстой в своем романе старался разрушить тот образ Наполеона, который создали поэты-романтики. В их стихах Наполеон — сильная личность, герой, завоеватель. Но Толстой показывает его с отвращением. Конечно, он был необъективен в отношении Наполеона. Так почему, откуда взялась эта необъективность?

Для Льва Николаевича Толстого одно из самых страшных слов — война. А Наполеон принес войну. И война эта — не романтика, не почет и слава. Это кровь, слезы, грязь и боль... Потому-то Толстой так и относится к Наполеону. Потому ему и дорог Кутузов... Вопрос ответственности и нравственности, совести и чести решает автор романа, выводя два таких сложных и противоречивых образа.

Top