Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»

 

В воображении читателя они почти противоположны. Пьер — незаконнорожденный. Андрей — князь старинного рода. Пьер — нелеп и неуклюж, Андрей — подчеркнуто-вежлив. Пьер толст и некрасив, Андрей изящен и хорош собою. Что же связывает их — этого аристократически-светского князя и нелепого «медведя»?

В их настоящей, преданной дружбе всё время чувствуется скрытый спор. О чем же спорят Пьер и Андрей? Оба — каждый для себя — решают, как же должен жить истинно, благородный и порядочный человек. Каждый находит свои ответы, — в соответствии с характером. Князь Андрей резок и жесток, Пьер — мягкотел и немного ленив. Даже судьбы их чем-то схожи: Андрей, поддавшись порыву юношеской любви, женился на никчемной Лизе; Пьер, поддавшись темному влечению, — на холодной и властной Элен... В начале романа они еще не так близки друг с другом, подлинное взаимопонимание приходит к ним позже — когда князь Андрей теряет Лизу, а Пьер, поняв сущность Элен, разрывает отношения с ней. Теперь они уже не юноши, а зрелые люди. Но князь Андрей разочарован во всём, он считает, что его жизнь кончена. Напротив, Пьер только теперь познал радость жизни. В сцене своего приезда к Андрею в Лысые Горы он весь светится энергией, жаждой деятельности. И от этого еще заметнее его контраст с холодным, апатичным Андреем. Пьеру кажется — он нашел то, ради чего стоит жить. Познакомившись с организацией франкмасонов, он проникся их идеями. Ведь сущность масонства заключалась в призыве к внутренней духовной работе над собой. А Пьеру, после разрыва с женой и крушения прежних надежд, так хотелось найти новую истину, что он должен был её отыскать.

Тут-то и возникает спор между друзьями. Пьер, приехав в Лысые Горы, счастлив от сознания, что он приносит людям добро:

Только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни.

Итак, Пьер говорит: нужно делать людям добро. Андрей считает иначе: надо жить так, чтобы не делать никому зла. И читатель сначала на стороне Пьера, но вскоре мы понимаем, что и князь Андрей тоже мудр... Жизнь на самом деле сложнее, чем казалась... И князь Андрей знал людей лучше Пьера...

Так кто же прав — Андрей или Пьер? Оба в чем-то правы и оба могут оказаться неправы. Но оба они напряженно и мучительно ищут свое место в жизни. И эта их встреча отразилась на обоих — для Пьера это стало началом сомнений, для князя Андрея — посылкой к действию. И те реформы хозяйства, которые не смог провести граф Безухов, пошли легко у князя Болконского.

Много разных оттенков в их обликах. Андрей — военный человек, Пьер — штатский, и для него война — нечто неизвестное и страшное... А ведь Андрей сначала не понимал того, что изначально, всегда знал Пьер! До Аустерлицкого сражения война представлялась ему чем-то почетным — вспомним, что он желал славы и шел в бой с мечтою «взять свой Тулон». И только позже он поймет, что война — это кровь и боль. А Пьер? Вспомните, какими испуганными глазами смотрит он на то, что происходит в Бородинском поле... И как страдает при этом его душа... Постоянно разъединяя героев, Толстой соединяет их в любви к Наташе. И здесь, они разные — князь Андрей, хоть и простил Наташу, не смог её понять. Пьер — понял...

Может показаться, что Толстому более симпатичен Пьер. Да. князь Андрей умнее, он опытней, он лучше знает жизнь — но верное и чуткое сердце Пьера говорит нам, что он тоже замечательный человек... А Льву Николаевичу сердце всегда было дороже мысли...

Впрочем, мне в романе дороги оба героя. И безумно жаль князя Андрея, и так же жаль Пьера — в тот момент, когда он ищет оправдания Наташе... И в том, и в другом есть близкие мысли и идеи; и тот, и другой заставляют задуматься...

Top