Романы и повести русского писателя XIX века Ивана Сергеевича Тургенева - произведения очень разные и многогранные. Каждому из них свойственны тонко развитые сюжетные линии, остро поставленная социальная проблема, поэтичность в описании пейзажей... И еще одна особенность объединяет почти все произведения Тургенева — его необыкновенные женские образы.

В каждой из тургеневских героинь видны мучительные поиски писателем женского идеала. Самоотверженность и скромность, бесстрашие, способность глубоко чувствовать и переживать — вот что, в первую очередь, было важно для писателя. И, что особенно интересно, почти во всех его романах (исключая «Дым», о нем - особый разговор) героини смелее, решительнее и честнее героев.

Главное для тургеневской девушки — любовь. Любовью диктуются все её поступки, но никогда никакая сила не может заставить её преступить определенную черту нравственности. Героиня Тургенева может без особых размышлений совершить поступок, который очернит её в глазах общества. Но никогда она не сделает того, что безнравственно не по чужим понятиям, а по ее собственным.

Такова, например, Наталья Ласунская — героиня романа «Рудин». Юная девушка, полюбившая необычайного, с ее точки зрения, человека, получает категоричный запрет матери на брак с ним. Рудин смиряется с судьбой, но Наталья не такова! .. Она согласна быть вместе с ним, несмотря на волю родителей... И нам жаль её, жаль, когда она, назначив своему любимому тайное свидание, ждет, что он предложит побег. Для нее такой выход столь естественен и очевиден, что, когда она слышит от Рудина предложение принять судьбу такой, как она есть, Наталья почти сразу в нем разочаровывается.

Такова же и Лиза Калитина — её счастье тоже не удается. Девушка могла бы выйти замуж за другого, но брак с нелюбимым человеком, столь обычный в среде светского общества, принципиально невозможен и безнравственен для Лизы. И она уходит в монастырь... В этом - все силы героинь Тургенева... Поступок, который собиралась совершить Наталья Ласунская в глазах окружающих просто невозможен. Но для неё в этом ничего странного нет.

Такова и Елена Стахова из романа «Накануне». Полюбив бедного чужестранца, она принимает на себя все его заботы. Вот сущность героинь Тургенева - подставить плечо, помочь, разделить трудности... И Елена, оставив дом, бросив спокойную и обеспеченную жизнь, уезжает. Уезжает в чужой край, с человеком бедным, серьезно больным, проникнутым социально-преобразовательными идеями...

Знаю!

- коротко и просто отвечает она на все предостережения, которые ей высказывает Инсаров. И он удивлен силой любви, удивлен по одной простой причине - он не понимает, что это естественно для Елены.

Образ Елены Стаховой перекликается с другим женским образом - неизвестной девушкой из стихотворения в прозе «Порог». Пожалуй, именно в этом произведении Ивана Сергеевича — небольшом по объему, но очень содержательном — сконцентрированы все представления писателя об идеале женщины.

Тургеневские героини вошли в нашу жизнь. Словосочетание «тургеневская девушка» стало фразеологизмом, и мы до сих пор восхищаемся силой этих разных, но одинаковых в своей красоте женских образов.