Стихотворения в прозе, созданные Иваном Сергеевичем Тургеневым на склоне лет, очень лиричны и трогают струны души каждого читателя. Это камерные, лаконичные прозаические вещи, в которых автор философствует на актуальные для него темы. Стихотворения в прозе — это не стихи в их обычном понимании, а ритмическая проза. Но они так лиричны, так звучны и мелодичны, что при чтении воспринимаются именно как стихотворные произведения. Здесь талант Ивана Сергеевича блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических стихотворений, написанных изящным слогом, отличается романтичностью, выразительными пейзажными зарисовками в реалистической или романтической манере. Нередко в них присутствует фантастический колорит.

Самое известное из тургеневских стихотворений в прозе — стихотворение «Русский язык», вошедшее во все учебники литературы, своего рода патриотическая миниатюра, где Тургенев призывает беречь наш родной язык и ценить его за красоту, за мелодичность, за литературные произведения, написанные на нем. Темами философских размышлений Тургенева стали размышления о родине (постоянная доминанта творчества писателя), лучшие черты русского народа — его сердечность, отзывчивость и сочувствие ближним, нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов. Сатирическим пафосом наполнены стихотворения, в которых Тургенев пишет о человеческих пороках: стяжательстве, клеветничестве, корыстолюбии, эгоизме, жадности, злобе.

Цикл стихотворений в прозе вместил в себя множество жанров, например, есть у Тургенева и сон, видение, и миниатюрный рассказ, диалог, монолог, и легенда, элегия, послание, сатира, и даже некролог. Все эти стихотворения говорят о виртуозности и гениальном мастерстве писателя. Нередко в основе написанных стихотворений в прозе лежали реальные факты. Некоторые стихотворения проникнуты грустными раздумьями, но писатель верит в торжество человечности, и у Ивана Сергеевича есть и оптимистические стихотворения.

Подробнее рассмотрим — «Близнецы» и «Два богача». В первом из них автор рассказывает о потрясшем его зрелище. Он видел, как ссорились два абсолютно похожих друг на друга человека:

Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.

Но не только внешностью были похожи близнецы, а ненавистью, исходящей от них:

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

В ужасе смотря на это зрелище, автор не выдерживает и подводит одного из спорящих к зеркалу, показывая ему всю отвратительность его поведения. Он просит спорящего браниться перед зеркалом с самим собой, потому что его ссора с братом-близнецом ничуть от этого не отличается, это тот же спор с самим собой, выступление против себя. Но в ссоре с зеркалом писатель видит меньше жуткого, чем в ссоре двух родных людей, пышущих эгоизмом и злобой.

Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

Стихотворение «Два богача», наполнено общечеловеческим пафосом. Писатель сравнивает Ротшильда и простого крестьянина, называя из обоих богачами. Один богат своим состоянием, и известен своими пожертвованиями в пользу нуждающихся. Другой же богат тем, что и при своей бедности может дать стол, приют и любовь сироте. «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь», рассказывает нам автор о своих раздумьях. Но когда он говорит о главе бедной крестьянской семьи, принявшем решение взять «сироту-племянницу в свой разоренный домишко», то делает вывод: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Лишнюю копейку отдавать просто, а последнюю — очень трудно, поэтому решение мужика гораздо великодушнее постоянных пожертвований богача-миллионера. На слова своей жены, что надо взять девочку-сироту к себе, пусть даже им не будет хватать денег на соль, крестьянин отвечает, что похлебку можно съесть и несоленую. И на весах беспристрастного судьи-писателя это решение перевешивает благодеяния Ротшильда.

И поныне тургеневские стихотворения в прозе остаются образцом мастерского владения русским слогом и нравственной философией писателя. Писатель волнует нас не только красотой, но и совестью своего таланта. Простота стихотворений при их глубине и философичности привлекает читателя. Тургенев своими стихотворениями в прозе обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами, в этом жанре его последователями стали такие мастера художественного слова, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко и др.