Готовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Пример выполнения задания №25.

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни. (4)Деревня – материальное лоно, где зарождался и складывается наш национальный характер. (5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым,особым,обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок. (6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни! (8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так ждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей! (11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матренин двор» А.Солженицына, «Последний срок В.Распутина, героинь В.Шукшина, А.Астафьева и В.Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность. (14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний. (15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь. (17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы-предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями. (19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом... (По Ф.А. Абрамову)

Ответ:

Предложенный для анализа текст Ф.А.Абрамова посвящен проблеме душевного очерствения. Современный человек в последнее время наследует далеко не те ценности, которые являются, на самом деле, жизненно важными. А у прежних поколений они были: это и бесконечная самоотверженность, и обостренная русская совесть, и чувство долга, и способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому.

Автор считает, что пора ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом. Ф.Абрамов предлагает вспомнить безымянных тружеников, на плечах которых зиждется здание «всей нашей сегодняшней жизни!» Федор Александрович уверен, что одно из главнейших задач литературы – это предостеречь людей от душевного очерствения, помочь им обогатить свой духовный багаж.

Но, на мой взгляд, современное поколение черствеет душевно. Молодежь сейчас злая и не дарит доброту окружающим людям. Люди стали забывать о настоящих духовных ценностях. Как можно говорить с человеком по душам, если нет души, а только одни корыстные расчёты? Только с добрыми, мягкими и справедливыми людьми можно по-настоящему подружиться.

В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в Петербурге на фоне грязи и духоты происходят события, рисующие утрату человеческих ценностей. В сцене с утопленницей автор показывает, как подавляющее большинство зевак с любопытством разглядывает запившуюся женщину лишь с целью развлечься. Никакого сострадания не испытывает эта толпа. Так же ведут себя свидетели смерти Мармеладова: одни говорят, что сам пьяный бросился под карету, другие утверждают, что кучер быстро летел.

Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. Например, в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова была с детства доброй, ее так воспитывали. У нее было естественное обаяние, проживание полноты жизни, внутренняя красота. Наташа очень отзывчива вплоть до самозабвения, она любящая дочь и заботливая сестра. Охарактеризовать такими качествами человека в наше время можно с большим трудом.

Подводя итог, хочу сказать, что в молодом поколении необходимо воспитывать доброту, отзывчивость, честность, бескорыстие. Если все люди со временем станут добрыми и справедливыми, то жизнь у всех станет счастливой. Настанет тогда гармония в нашем мире!