Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?

В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод - всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца - Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» - напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…

Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

TEXT.RU - 65.57%