Не отвечайте злом на зло, оно без пищи распадётся…
Лекарство в мире есть одно… Оно прощением зовется.
Добро, мне кажется, каждый понимает как нравственную категорию, утверждающую хорошее, положительное начало в жизни человека, противоположность злу. Мы все стремимся к добру, желаем его всем дорогим и близким людям. Но почему же всем так мило добро и так ненавистно зло? И где между ними граница? Как избежать столкновения со злом? Мировая литература многие века рассматривает этот вопрос и пытается найти ключ к пониманию соотношения добра и зла.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» эта тема раскрывается наиболее полно. Эпиграфом к роману автор берёт цитату их поэмы Гёте «Фауст»: «- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Уже в этом утверждении слышится оксюморон. Как можно желать зла и совершить тем самым благо? И тут вспоминаются Коровьев и Бегемот. На представлении в театре Варьете Жорж Бенгальский – местный конферансье – говорит много, мало задумываясь о смысле и истине сказанного. Зрители возмущаются, они недовольны утверждениями ведущего, который говорит, что бумажки, упавшие с неба, сейчас исчезнут. Толпа требует расправы над артистом. Кто-то из зала выкрикивает: «Голову ему оторвать!» И свита Воланда незамедлительно выполняет пожелание. Зло, совершённое на сцене, в присутствии огромного количества зрителей, внезапно порождает жалость в сердцах людей. Видя страдания незадачливого конферансье, зал вскрикивает как один, в итоге истерические голоса требуют простить мученика. Так сотворённое зло совершило благо – в сердцах людей родилось милосердие. И так почти каждое творение Коровьева и Бегемота: искушая нечистых на руку чиновников, они творят над ними расправу, наказывая за алчность, чревоугодие, прелюбодеяние и тем самым совершают благо.
Продолжая тему добра и зла невозможно не вспомнить рассказ А.Платонова «Юшка». В нашем мире очень часто люди не видят истинного добра. В этом рассказе жители города были слишком слепы, они не видели истинного добра в лице убогого тщедушного Юшки, не понимали его самоотвержения, его нищенского существования, явной бедности, скромности, бескорыстия. Мужчина, который толкнул Юшку в грудь, в результате чего юродивый умер, думал, что совершает благо, избавляет от ничтожного, никому ненужного человека свой мир. Как он был не прав. Спустя некоторое время в город приехала воспитанница Юшки, молодая девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича, которая выучилась на врача, дабы спасти дорогого ей человека. Она не стала держать зла на жителей города, осталась в нём и стала лечить их, и это было напоминанием о жестокости жителей города.
Что такое добро и что такое зло мы знаем хорошо, отличаем одно от другого, но не всегда способны предугадать последствия наших добрых или не очень поступков. Но вот милосердие и прощение всегда было и будет добром.
Читаемое в разделе:
- Итоговое сочинение по литературе на тему «Победа и поражение»
- Итоговое сочинение по литературе на тему «Опыт и ошибки»
- Итоговое сочинение по литературе «Верность и измена»
- Итоговое сочинение по литературе «Равнодушие и отзывчивость»
- Итоговое сочинение по литературе на тему «Дружба и вражда»
- Смелость и трусость. Итоговое сочинение
- Итоговое сочинение по литературе на тему «Честь и бесчестие»
Ранее опубликованные в разделе:
- Итоговое сочинение по литературе на тему: Он и она
- Итоговое сочинение по литературе на тему: Гордость и смирение
- Итоговое сочинение по литературе на тему: Надежда и отчаяние
- Кого можно назвать ремесленником в искусстве? Итоговое сочинение Искусство и ремесло
- Смелость и трусость. Итоговое сочинение по литературе
- Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? Итоговое сочинение Мечта и реальность
Новые материалы раздела:
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги
- Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями. Он и она
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Итоговое сочинение
- В чём нравственный смысл взлётов и падений любимых героев Толстого. Война и Мир. Итоговое сочинение
- Поведение человека на войне: взгляд Толстого на природу подвига