Гордость людей низких состоит в том,
чтобы постоянно говорить о самом себе,
людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер

Гордостью принято считать положительно окрашенную эмоцию, отражающую положительную самооценку, которая свидетельствует о наличии самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. Но всегда ли гордость является выражением положительной самооценки? Недаром существуют несколько близких к понятию «гордость» терминов: тщеславие и гордыня. Гордиться достижениями можно и даже нужно, но граница между гордостью и гордыней так зыбка, эфемерна. Как не переступить её… Здесь надо помнить о наших замечательных произведениях литературы, иллюстрирующих любые нюансы человеческих эмоций.

Великое творение А.С.Пушкина – роман в стихах «Евгений Онегин» – является лучшим доказательством этого утверждения. «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — как следствие чувства превосходства: быть может, мнимого. Из частного письма» – такой эпиграф использует автор, чтобы дать представление о своём главном герое. Онегин возомнил себя человеком достойным большего, чем он имел. На чём основано его тщеславие? Знание анекдотов, умение говорить по-французски «совершенно», возможность танцевать… нет поводов для самоуважения. И этот человек считает себя вправе отчитывать юную искреннюю девушку, которая отважно призналась ему в любви. А потом ни за что убить друга, лишь потому, что он не учёл его самолюбия, не угодил приятелю. Дожив до двадцати шести годов, Онегин не достиг ничего, никого не сделал счастливым, ничем не пожертвовал, не совершил ничего достойного уважения… Печально. Его чувство превосходства оказалось слишком преувеличенным. Его «особенная гордость» стала причиной его краха.

Гордость другого героя русской литературы – Родиона Раскольникова – основана на представлении себя как сверхчеловека, подобного Наполеону. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский рисует образ измученного ложной теорией героя. Его самолюбие отравлено унижением, той грязью, которая окружает его, той нищетой, в которую он загнан. Однако Родион, как человек мыслящий, вскоре понимает, что его теория является краеугольным камнем, на котором строится поведение Лужина и Свидригайлова – богатых господ, считающих себя хозяевами мира. Он старается им противостоять. В итоге благодаря влиянию тихой, смиреной Сони Мармеладовой, он отказывается от своих идей, принимает наказание, чтобы избавиться от гордыни.

Рассматривая вопрос соотношения гордости и гордыни, приходишь к выводу, что нелепо следовать самообману, пытаться доказать своё превосходство, утверждая значимость своей личности. Ни гордость, ни гордыня не являются качествами, которые следует принимать и брать их в основу жизнедеятельности.

Text.ru - 88.96%