Для раскрытия данного типа творческих работ, предлагаем нижеприведенный алгоритм работы над сочинением по теме – «Святослав и его «золотое слово», так как она позволяет охватить основные стороны работы над сочинением, близким к изложению, с элементами характеристики.

Показ последовательного развёртывания материала на данную тему и будет служить школьникам исходным образцом для написания последующих сочинений. Перед началом предлагаем страницы в тетрадях (черновиках) разделить пополам. Над левой стороной запишите заголовок: Сочинение «Святослав и его «золотое слово», над правой – требования к сочинению и пояснения к его частям. Для начала предлагается вдуматься в содержание темы. Устанавливается, что в сочинении о Святославе идёт речь, во-первых, о значении киевского князя Святослава как победителя половцев и, во-вторых, о его патриотическом обращении к князьям с предложением объединиться для борьбы с врагами, что имело исключительное значение в двенадцатом веке, в период феодальной раздроблённости Русской земли. Можно вспомнить известное высказывание, указывающее на основное назначение «Слова о полку Игореве»: «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Эти основные мысли и нужно раскрыть в сочинении. В правой колонке против темы записывается первое и основополагающее требование к сочинению: Всё сочинение должно быть подчинено доказательству основных мыслей, раскрывающих его тему (чтобы требования отчётливее выделялись, их подчёркивают). Ниже записывается пояснение: Здесь две основные мысли:

  • Святослав – выдающийся государственный деятель
  • в «слове» Святослава выражена важнейшая патриотическая идея его времени о необходимости объединения перед лицом врагов.

Дальше выясняется, что вторая мысль особенно важна, так как она совпадает с идеей всего произведения. Ставится вопрос: нельзя ли её выразить кратко словами из произведения? Находим слова, исполненные горячей любви к родине, и в левой колонке записываем в качестве эпиграфа следующие строки: «Вступите, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны. Игоря, храброго Святославича». Справа, против этой записи, даётся пояснение: Эпиграф – выдержка из какого-нибудь произведения или изречение. В нём выражена ведущая мысль, которая раскрывается всем сочинением.

Работа над планом сочинения начинается с вопроса: можно ли начать сразу с характеристики Святослава, не сказав ничего о самом произведении, о времени и месте его появления? Эта мысль может быть иллюстрирована примером из жизни: когда в комнату входит незнакомый человек, то, прежде чем заговорить с ним, его представляют присутствующим, то есть сообщают о нём краткие сведения. В результате беседы вступление к сочинению озаглавливается так:

. Историко-литературная справка о «Слове о полку Игореве» в связи с основным замыслом автора. Против этого заголовка записывают пояснение: Вступление должно подвести к теме, в нём следует сообщить то, что надо знать перед её раскрытием (что, откуда, зачем берётся и пр.).
После этого предлагается решить, какой же материал отбирать для характеристики Святослава. Говорить ли о его седине, слезах, вере в сновидения, или о его мощи, любви к родине, государственном уме? Конечно, о последнем, потому что этого требует идейная направленность нашей темы. Другие черты являются случайными, для данной темы второстепенными. Так устанавливается второе требование к написанию сочинения: Отделять главные мысли от второстепенных.
К нему даётся пояснение: Основная часть плана составляется из важнейших положений, раскрывающих тему. Эти главные положения или мысли могут в свою очередь дробиться на частные, составные. В результате совместной работы план основной части сочинения оформляется в таком виде:
. Характеристика Святослава и основные мысли его речи.
1. Великий князь киевский Святослав:

  • его могущество,
  • государственная дальновидность,
  • патриотизм.

2. «Золотое слово» Святослава:

  • упрёк Игорю и Всеволоду в политическом легкомыслии и честолюбии,
  • указание князьям на тяжёлые последствия междоусобиц,
  • призыв к князьям постоять за Русскую землю.

Сочинение неудобно оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Излагая свои мысли, мы имеем какую-то цель, стремимся что-то доказать, и в конце сочинения надо обобщить всё изложенное и сказать, к какому же выводу по предложенному темой вопросу мы пришли. Так фиксируется заключение:
. Князь Святослав – выразитель основной идеи «Слова о полку Игореве», а справа, против этих слов, записывают пояснение: В заключении подводится итог сказанному, делается вывод о значении описанного лица, события, факта и пр.

Теперь можно приступить к работе по развёртыванию плана, уяснению содержания каждой его части. Особого внимания требуют наиболее значительные и трудные части сочинения: вступление, вопрос о государственной дальновидности Святослава, его призыв к князьям постоять за Русскую землю и заключение.

Приводим примеры работы над этими частями.

На левой половине страницы в черновике запишите текст вступления к сочинению, примерно следующего содержания: «Слово о полку Игореве» является замечательным художественным произведением русской литературы двенадцатого века. В нём рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев и тяжёлых последствиях этого события для Русской земли. Свои мысли и чувства автор «Слова» наиболее убедительно передаёт через образ великого князя киевского Святослава, в его поступках и высказываниях. Поэтому их и важно уяснить, чтобы понять основной смысл всего произведения, заключающийся в горячем призыве к объединению всех сил Русской земли для отпора врагам».

Следует помнить, что во вступлении ещё не нужны доказательства. Здесь только сообщается необходимая информация:

  • о чём пойдёт речь,
  • кто действующее лицо,
  • где происходит действие,
  • какую цель ставит себе автор сочинения и пр.

По пункту плана о дальновидности Святослава записывается следующее:
С военным могуществом Святослав соединял государственную дальновидность, умение разобраться в происходящих событиях и сделать из них правильный вывод. Он понял, что Игорь совершил ошибку, не объединившись с более сильными князьями. Больше того, он увидел, что Игорь сделал это, пожелав захватить и прежнюю и будущую славу. А это вело к разъединению князей и ослаблению Руси; недаром Святослав с досадой восклицает: «Но вот зло: от князей мне непомога!»

После того как текст записан следует подумать над вопросом: где высказана общая мысль о государственной дальновидности Святослава и какие факты приводятся в подтверждение её? Понятно, что вначале сформулировано общее положение, потом оно аргументируется рядом соображений, а именно:

  1. Святослав понял, в чём заключалась ошибка Игоря,
  2. указал, какими личными побуждениями руководствовался Игорь, идя в поход, и, наконец,
  3. какое бедствие это принесло Руси.

Обратите внимание к другому логическому моменту – к связи мыслей. Для этого надо обратиться к предыдущему вопросу плана и решить, как в записанном ответе осуществляется переход от одной мысли к другой. Для связи могут служить слова: «С военным могуществом Святослав соединял...», так как перед этим говорилось именно о могуществе Святослава. Намечается третье требование к сочинению: Соблюдать связь между частями сочинения.
Наконец, этот отрывок даёт материал ещё для одного наблюдения. Слова Святослава здесь приводятся для того, чтобы ярче показать его заботу о Руси. Следовательно, цитата не повторяет, а подкрепляет нашу мысль. Всё это приводит нас к четвёртому требованию: Для подтверждения наших мыслей в сочинении приводятся цитаты.
Чтобы предупредить отдельные ошибки в сочинении, поясняем, что цитата не должна быть лишь механическим повторением нашей мысли, она должна ярко иллюстрировать её.

На пункт плана «Призыв к князьям постоять за Русскую землю» даётся такой ответ:
Указав на тяжёлые последствия междоусобиц, Святослав говорит о могуществе отдельных князей. Так, о владимиро-суздальском князе Всеволоде он замечает, что тот может «Волгу расплескать вёслами, а Дон вычерпать шлемами». Потом он напоминает князьям о прежних победах. Роман и Мстислав, например, победили финнов, Литву, ятвягов, деремелов и половцев. Всё это выливается у Святослава в пламенный патриотический призыв сплочёнными силами постоять «за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».

В отличие от предыдущего отрывка здесь предлагается установить иной ход мысли: не от общего положения к частным мыслям, а от частного к общему. В данном случае сначала высказывается ряд частных соображений Святослава (мощь князей, прежняя слава), а потом они обобщаются в призыве. Они служат Святославу доказательством его главной мысли – постоять за землю Русскую. Обратите внимание и на то, что здесь упоминаются новые лица – владимиро-суздальский князь Всеволод и другие; при этом подчёркивается, что ссылка на них необходима для подтверждения мысли Святослава о могуществе князей. Таким путём вы прийдем к пятому требованию: Новые события и лица надо вводить в сочинение обоснованно, так, чтобы их роль была понятна и неосведомлённым.
Наконец, анализируется заключение. Текст его таков: Из всего сказанного видно, что князь Святослав выступает против междоусобиц князей, выступает за объединение Русской земли «как раз перед нашествием монголов» (К.Маркс). Эту мысль автор раскрыл во всех картинах и образах произведения. Но Святослав является наиболее ярким выразителем основной патриотической идеи «Слова о полку Игореве», – древнего памятника нашей литературы, о котором с восхищением отзывался и наш великий поэт Пушкин. Защищая подлинность «Слова», он утверждал, что писатели восемнадцатого века «не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плане его, в описании битвы и бегства».

Особенно важно показать органическую связь заключения со всем сочинением. Рассмотрев ещё раз все части плана, вы должны убедиться, что заключительные мысли о высокой патриотической ценности произведения естественно вытекают из сказанного выше. Записывается шестое требование к сочинению: Необходимо обобщать свои рассуждения, делать из них вывод, указывая на типичность или значительность рассмотренных фактов.

В заключение ставится ещё один вопрос: для чего здесь упоминаются К.Маркс и А.С.Пушкин и приводятся их оценки произведения? Ссылка на авторитетные утверждения придаёт вес и значение вашему сочинению. Так, слова Маркса указывают на историческую важность этого произведения, а высокая оценка «Слова о полку Игореве» Пушкиным – подтверждение значительности патриотической идеи, заключённой в этом памятнике, и его исключительной художественной ценности. Формулируется последнее требование: В сочинениях необходимо приводить высказывания выдающихся людей для подтверждения основных мыслей.

Мы рассмотрели процесс работы над сочинением главным образом в идейно-логическом плане. Необходимо вкратце остановиться и на стилистической стороне работы. Стиль сочинений определяется и общей начитанностью учащихся, и системой упражнений по развитию речи в средних классах школы, и, наконец, анализом языка литературных произведений во всех классах. Но, всё же некоторые приёмы выражения мыслей и способы их связи можно продемонстрировать. Они будут носить преимущественно синтаксическо-стилистический характер. Прежде всего, необходимо тщательно разработать способы цитирования в сочинении. Для этой цели следует напомнить три вида сочетания прямой речи со словами автора:

  1. цитата предваряется словами «сказал», «заметил» и пр.,
  2. автор указывается после цитаты;
  3. цитата прерывается упоминанием автора.

Наиболее трудным являются способ «органического» цитирования, когда выдержка из текста произведения является продолжением или началом речи автора сочинения. Часть примеров дана в вышеприведённых текстах, часть – можно составить заново, придерживаясь материала избранной темы.

Существует несколько примеров наиболее распространённых и необходимых в сочинении синтаксических конструкций, связанных с определённым смысловым значением. Приведём некоторые из них.

Доказательство от противного.

«Если бы Святослав увлёкся своей мощью и славой и забыл об интересах Русской земли, он погубил бы её и не был бы достоин высокого имени патриота своей родины».

Оговорка.

«Несмотря на то, что некоторые учёные сомневались в подлинности «Слова о полку Игореве» и говорили, что это подделка, Александр Сергеевич Пушкин разоблачил фальсификаторов истории русской литературы. Он утверждал подлинность «Слова о полку Игореве» и с восторгом говорил о художественных и идейных достоинствах оригинального древнего русского произведения».

Усиленное утверждение.

«Само собой разумеется, надо быть истинным русским патриотом, чтобы почувствовать всю силу и красоту «Слова о полку Игореве».

Следствие, вывод.

«Отсюда вытекает, что прав был Святослав, когда упрекал Игоря и Всеволода в легкомыслии и эгоизме, говоря: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать, но бесславно вы одолели, без славы пролили вы кровь поганых».

Следуя изложенным рекомендациям, удерживая их в сознании, нарабатывая алгоритм действий, вы сможете без проблем писать все последующие сочинения. Успехов!

TEXT.RU - 90.59%