Одним из этапов овладения навыками грамотного написания сочинений по литературе является необходимость учиться осваивать и применять приёмы работы над критической статьёй для раскрытия темы. Лучше всего связать данный этап с изучением романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», воспользовавшись для данной цели статьёй Виссариона Григорьевича Белинского.

Основной недостаток использования критического материала в сочинениях учеников заключается в том, что он в большинстве случаев привлекается механически, вне связи с общей оценкой произведения и взглядами критика. Но при первом знакомстве с трудами критика необходимо усвоить направленность его публицистики в связи с демократическими тенденциями литературного процесса этого периода. Как это сделать? Разумеется, надо сначала продумать и прочувствовать мысли критика, чтобы использовать их последовательно, органически, в соответствии со своими авторскими предположениями. Что же касается статей Белинского о Пушкине, то, как известно, никто ни до, ни после критика не сказал о нём лучше. Возьмём для начала тему: «Евгений Онегин — представитель передовой дворянской молодёжи двадцатых годов девятнадцатого века».

Первая стадия работы и будет состоять в анализе текста имеющихся отрывков статьи, посвященных непосредственно образу Онегина.

Порядок работы такой. Материал необходимо перечитать с попутными пояснениями. После каждого раздела необходимо отметить в книге или записать в тетради важные для характеристики героев и романа мысли. По окончании разбора выделенные места перечитать.

Затем связать отмеченные выражения в определённые последовательные суждения (тезисы), отбрасывая всё второстепенное, частное и повторяющееся, так сказать, сгущая материал. Иногда придётся в целях убедительности и экономии объединить отдельные мысли разных разделов статьи. Ход работы в данном случае определятся вопросами, которые поставлены учителем при объяснении темы. В результате содержание хрестоматийных отрывков будет передано в таких примерно тезисах, выраженных в основном словами Белинского:

  1. Как Белинский определяет общественно-историческое значение романа «Евгений Онегин»?
    «В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития» (20-е годы девятнадцатого века), почему «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица».
  2. Какие задачи в романе ставил перед собою Пушкин?
    Пушкин решил «представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия... он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».
  3. Каковы основные особенности реализма Пушкина?
    «Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всей её прозою и пошлостью».
  4. Каковы положительные задатки Онегина?
    «Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек». Он «так умён, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце... натура его была слишком хороша, если её не убило совсем такое воспитание ...ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
  5. Почему Онегин не мог заняться разумной деятельностью?
    «Бездеятельность и пошлость жизни душат его», так как «что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей, указываемых самой действительностью, а не теорией, но что бы стал делать Онегин в сообществе с такими прекрасными соседями, в кругу таких милых ближних?»
  6. Как сказалось на Онегине влияние светской среды?
    «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только... отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному».
  7. В чём заключалось мучительное противоречие, которое испытывал Онегин?
    «Видеть вокруг себя и веселье, и печаль, и смех, и слёзы, видеть всё это и чувствовать себя чуждым всему этому — это страдание не всем понятное, но оттого не менее страшное».
  8. На что обречены люди, подобные Онегину?
    «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла. Онегин — страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле».
  9. Какими положительными качествами обладала Татьяна?
    «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»; она «осталась естественно простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая её действительность».
  10. Какая черта развилась в Татьяне под воздействием среды и французского чтения?
    «Соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки» развило в ней «дикую фантазию».
  11. Как сказались на Татьяне эти недостатки воспитания?
    В силу этого «создание страстное, глубоко чувствующее», Татьяна осталась «неразвитой, наглухо запертой в тёмной пустоте своего интеллектуального существования», отсюда и её «страсть всё-таки не могла не проявиться немножко по-книжному».
  12. Каков результат первого жизненного опыта Татьяны?
    После первого жизненного опыта и серьёзной работы над собой Татьяне, наконец, «открылся мир иной», в ней «совершился акт сознания: ум её проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви».
  13. Какое воздействие на русское общество ока¬зала творческая личность Пушкина?
    Таким образом, «личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною... он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру... русского общества».
  14. Какое значение имел роман для своего времени?
    Это творение Пушкина было «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперёд для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным».
  15. В чём заключается непреходящая ценность романа?
    «Евгения Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», поэтому, «как бы далеко (общество) ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму».

Такая работа является хорошим упражнением в последовательном выделении всех существенных мыслей статьи (первая стадия анализа текста), которое облегчается этой предварительной работой. Кроме того, вы сможете уловить смысл некоторых историко-литературных понятий, связанных с темой по творчеству Пушкина, и основную намётку плана будущего сочинения.

К числу наиболее существенных положений Белинского, помогающим осознать важность произведения, можно отнести следующие:

  • каждое выдающееся литературное произведение отражает определённый этап в развитии общества;
  • полезной деятельностью можно назвать только ту, которая возникает на основе общественных потребностей;
  • характер человека формируется воспитанием и средой;
  • каждое истинно художественное произведение способствует поступательному движению общества;
  • для этого писатель должен сказать правду о жизни, не утаивая и отрицательных её сторон;
  • так как Пушкин охватил все стороны жизни русского общества своего времени в свете этого движения вперёд, его можно назвать национальным поэтом, а роман «Евгений Онегин» народным произведением.

В результате подобной работы можно составить план сочинения:
1. В романе «Евгений Онегин» отражён этап развития русского общества, непосредственно предшествовавший декабрьскому восстанию.
2. Характеристика Евгения Онегина:

  • положительные задатки;
  • влияние на характер воспитания и светской среды;
  • внутренняя опустошённость Онегина и жизненный итог.

3. Вывод Пушкина о социальной неполноценности людей типа Онегина.

Развёртывая эту схему на основе предшествующей работы над романом, вы можете составить более подробный тщательный план:

I. Замысел Пушкина в отношении Онегина в связи с передовыми веяниями эпохи.

II. Образ Евгения Онегина.

  • Положительные данные:
    • оригинальный ум;
    • прогрессивные взгляды;
    • критическое отношение к светскому обществу;
    • благородство.
  • Пагубное влияние на Онегина воспитания и среды:
    • происхождение и семейная обстановка;
    • поверхностность образования и воспитания;
    • светский образ жизни.
  • Отрицательные черты:
    • отрыв от национальной почвы;
    • отсутствие серьёзных идеалов и целей в жизни;
    • раннее пресыщение;
    • равнодушие и чёрствость к окружающим;
    • боязнь светской молвы;
    • эгоизм;
    • разлад с собой и противоречия в отношениях с Ленским и Татьяной

III. Заключение. Осуждение в Онегине отрыва от народа как явления, типичного для культурной прослойки дворянства.

Далее, предлагаем разверстать по указанному плану материал, подобранный из статьи Белинского. Эта работа будет выглядеть примерно так (в табличном виде):

План.

Мысли Белинского.

I. Вступление. Замысел Пушкина при создании романа «Евгений Онегин»

«В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития» (годы, предшествовавшие декабрьскому восстанию).

II. Образ Евгения Онегина.

Пушкин решил «представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия».

А. Положительные данные:

«Онегин — ... недюжинный человек»

1) Оригинальный ум

Он «так умён, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце»

 

2) условия, окружающие Онегина;

«Что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей, указываемых самой действительностью, а не теорией, но что бы стал делать Онегин в сообществе с такими прекрасными соседями, в кругу таких милых ближних?»

3) критическое отношение к светскому обществу;

«Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность»

4) известная доля благородства.

«Онегин — добрый малый. Это не холодный и сухой, не бездушный человек»

Б. Пагубное влияние на Онегина воспитания и среды:

 

1) происхождение и семейная обстановка.

«Натура его была слишком хороша, если её не убило совсем такое воспитание».

III. Значение романа Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру ...русского общества!»

Роман «Евгений Онегин» был «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперёд для него! Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным».

 

Из высказываний Белинского надо взять только самое незаменимое и наиболее нужное для подтверждения своих мыслей, иногда это будет всего одно-два характерных слова критика. Всё же остальное явится опорным материалом для ваших суждений, даст общее направление и подскажет правильное решение тех или иных вопросов в сочинении.