Гипербола как изобразительное средство языка

 

Гипербола как поэтический прием обозначает избыток, чрезмерность и преувеличение. Используется она в поэзии, прозе и просто в разговорной речи для усиления выразительности. К примеру, это могут быть фразы «я говорил это сотню раз» или «нам еды хватит на месяц». Гиперболу часто можно увидеть в сочетании с другими приемами: в сравнениях, в метафорах и т.д. К примеру: «волны вставали горами». Она характерна ораторскому, романтическому и риторическому стилю. Из писателей к этой форме изложения был склонен Гоголь, а из русских поэтов – Маяковский. В преувеличении действий и предметов также замечен Гаврила Державин, вот как он изображает подвиги Суворова:

Ступит на горы — горы трещат;
Ляжет на воды — бездны кипят;
Граду коснется — град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Из поэтов-песенников гиперболой был увлечен Владимир Владимирович Высоцкий:

Четыре года мы побег готовили,
Харчей три тонны мы наэкономили…

или же такой пример из его творчества:

Ну и ливень же хлынул, наполнил овраги, как чаши,
Но не стих, а полез на деревья, столбы и дома.
С нарастающей силою двинулся выше и дальше,
А вокруг кутерьма, да такая, что сводит с ума.

В художественных произведениях обычно мера преувеличения ощущается, оно не воспринимается буквально, как понятие бесконечное. Взглянем на трагедию Пушкина, Борис Годунов так говорит Шуйскому:

Послушай, князь: взять меры сей же час;
Чтоб от Литвы Россия оградилась
Заставами; чтоб ни одна душа
Не перешла за эту грань; чтоб заяц
Не прибежал из Польши к нам; чтоб ворон
Не прилетел из Кракова…

Обеспокоенность героя здесь передается чередованием гиперболических фигур. Но порой бывает и перебор с гиперболами. Его можно почувствовать в стихотворении «Ермак» И.И. Дмитриева:

Но ты, великий человек,
Пойдешь в ряду с полубогами
Из рода в род, из века в век;
И славы луч твоей затмится,
Когда померкнет солнца свет…

В поэзии также возможны разновидности гиперболы: сравнения, гиперболические метафоры и олицетворения. Например, у Пушкина:

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.

Владимир Маяковский часто применял гиперболу, чтобы добавить эмоциональности, силы, преувеличить значение какого-то предмета. Процитируем такое его стихотворение:

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.

Важную роль гипербола имеет в сатире. Её можно встретить у Гоголя: «Рот величиной в арку Главного штаба», «Шаровары, шириной в Черное море». Кстати, она может быть, как уничтожающей, так и идеализирующей. Михаил Юрьевич Лермонтов тоже старался выделять при помощи гиперболы какие-то моменты или явления, тем самым ещё больше воздействуя на читателя: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

Top