Система стихосложения складывается на основе определенных факторов, характерных для каждого языка. В их роли могут выступать ударения, интонация, звуки, слоги и так далее. Всего существует четыре основных системы стихосложения – метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая.

Метрическая, или античная система стихосложения основывалась на длительности стоп, которые образовывали стихотворную строку. Дело в том, что в Древней Греции, где и возникла данная система в восьмом веке до нашей эры, поэты не только писали свои произведения, они их еще и пели. А учитывая особенности речи, в которой ударение не играло большой роли, в расчет бралась длительность произношения стоп, при этом краткий слог приравнивался к одной море, а долгий – двум морам. Таким образом, получались, стихотворения подобные поэме «Илиада» Гомера:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным…

Тоническая система стихосложения основывается на условно одинаковом количестве ударений в каждой строке, при произвольном числе безударных слогов. Подобная форма в поэзии использовалась не часто, в нашей стране – еще до появления силлабической системы. Среди известных русских авторов эту систему нередко применял В.В. Маяковский:

Штыками
    двух столетий стык
           закрепляет
                рабочая рать.
А некоторые
      употребляют штык,
              чтоб им
                  в зубах ковырять.

В силлабической системе стихосложения напротив, ударения вообще не рассматриваются как рифмообразующий фактор, здесь эту функцию выполняют слоги. То есть, каждая строка поэтического произведения имеет определенное, одинаковое, или периодически повторяющееся количество слогов. Чаще всего их было тринадцать, иногда одиннадцать или восемь. Если строки были длинными (более восьми-десяти слогов), то в середине применялась цезура – специальная внутристиховая пауза. Такая система стихосложения является крайне неэмоциональной, хотя многие поэты могли и с помощью её ярко передавать определенные события. Антиох Кантемир писал массу стихотворений в данном жанре, в которых высмеивал церковь и высший свет, среди их стоит выделить строки произведения «На зависть и гордость дворян злонравных»:

Что так смутен, дружок мой? Щеки внутрь опали,
Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали?
Задумчив, как тот, что, чин патриарш достати
Ища, конный свой завод раздарил некстати?

И, наконец, последняя очень распространенная система стихосложения – силлабо-тоническая. Название говорит само за себя. В этой системе ритмообразующими факторами одновременно являются и слоги и ударения, которые, влияют на их классификацию. Подобным образом написано большинство произведений российских поэтов, начиная с творчества В.К. Тредиаковского и М.Ю. Ломоносова – основателей силлабо-тонической системы стихосложения. Этот стиль являлся любимым и у классиков отечественной литературы – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, о чем свидетельствуют следующие строки последнего:

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!