Всестороннее, гармоничное развитие подростка невозможно без развития способности написания школьных сочинений. Процесс развития данной способности всецело ложится на преподавателя и требует чуткого индивидуального подхода к учащемуся. Перед наставником стоит задача: пробудить творческие способности каждого ребенка, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом.

Индивидуальный подход в обучении сочинениям — один из самых действенных рычагов развития творческих способностей школьников. «Я уверен, — писал А.М. Горький К. С. Станиславскому,— что каждый человек носит в себе задатки художника и при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты». В этом убеждается каждый учитель, как только начинает проявлять интерес к многогранной личности подростка.

Однако редко бывает так, что одна и та же тема окажется одинаково близкой всем, и зачастую ученик пишет серо, невыразительно, нескладно не потому, что он не способен писать иначе, а потому что данная тема совсем его не заинтересовала. Вот тут-то и приходится учителю найти для такого ученика тему – ключ в мир его стремлений.

Очень важно прививать школьникам чувство авторского достоинства, которое пробуждает подлинный интерес к сочинению, воспитывает ответственность за творческую работу. Осознание того, что теперь они не просто ученики, а авторы школьных сочинений приоткрывает им вход в волнующий мир литературы, для кого-то журналистики, в мир творческой работы. А авторы обязаны относиться к своим произведениям внимательно: доводить начатую работу до конца, сохранять сочинения, сравнивать их из года в год, чтобы видеть свой творческий рост, накапливать литературный опыт. Каждый автор должен стать человеком наблюдательным, принципиальным, проницательным, начитанным, с развитым воображением и безупречно грамотным. Умение позитивно относиться к событиям в жизни, умение легко общаться с людьми, трудолюбие и требовательность к себе также необходимы каждому автору.

Учить школьников отражать в сочинении свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность — это значит учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения на изучаемый предмет, приобщать к тому, что уже известно людям, свои наблюдения, свои выводы, анализировать свои представления, поступки, намерения.

«Сочинение в школе — это один из способов самовыражения; общественная ценность его определяется тем, насколько полно, ярко оно выражает личность автора». И если учитель сумеет разобраться в творческой индивидуальности автора, в его наклонностях, это может стать решающим моментом в развитии литературных способностей ученика, откроет возможность для благотворного влияния на становление его личности.