Я ещё не люблю тебя, человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие. 

Леонид Николаевич Андреев «Дневник сатаны».

Цель урока:

Познакомить учащихся с концепцией творчества Леонида Андреева; углубить понятие анализа произведения, воспитывать уважение к личности человека, неприятие терроризма.

  1. Почему автор посвящает свой рассказ Л.Н.Толстому?
    Андреев, также как и Толстой, страстно выступает против зла и насилия, но не верит в очищение общества от социальных пороков через религиозно-нравственную идею непротивления злу насилием.
  2. Какие чувства у вас вызывает министр из первой главы? Почему?
  3. Как автор рисует портреты героев? (Дать цитатную характеристику каждому герою, оформить в тетради выписками.)
  4. Как Андреев рисует портреты уголовников, тоже приговоренных к смертной казни? (Оформить в тетради выписками из текста.)
  5. Какую вечную проблему затронул автор в главе «Поцелуй и молчи»? Как он решает её в этой главе? (Духовная преемственность вытекает из благородных взаимоотношений отцов и детей.)
  6. В какой главе Андреев наиболее ясно излагает свое отношение к терроризму, к проблеме соотношения добра и зла?
    Вернер «содрогнулся от того, что вновь пришла и поразила в самое сердце мысль, что все содеянное им – роковая ошибка. И наступило прозрение. И тюремные стены упали… С тем удивительным просветлением духа…»
  7. Что такое раскаяние, как его рисует Андреев? Верите ли вы в раскаяние главного террориста?
  8. Какую роль в рассказе автор отводит пейзажным зарисовкам? Выпишите в тетрадь примеры параллелизма.
  9. Как герои идут на эшафот? Почему автор перемешивает своих героев: уголовников ставит рядом с идейными террористами?
  10. За такой финал марксисты критиковали Андреева, считая, что его герои принимают смерть, «как безнадежно больной ложку лекарства». Согласны ли вы с этим утверждением?
  11. Как рисует автор взаимоотношения заключенных и тюремных надзирателей? Почему?
  12. Андреев писал в письме:
    «Велик ужас казни, когда она постигает людей мужественных и честных, виновных лишь в избытке любви и чувства справедливости, здесь возмущается совесть. Но ещё ужаснее веревка, когда она захлестывает горло людей слабых и темных… Даже последнему безумному ужасу - просвещенный ум и закаленную волю, Муся - свою чистоту и безгрешность… а чем могут отозваться слабые грешные, как не безумием, как не глубочайшим потрясением всех основ своей человеческой души?»
    Нарисуйте концептуальную схему рассказа Леонида Андреева.
  13. Какова идея рассказа? Актуален ли рассказ сегодня?
  14. Заключительная работа: Эссе на тему терроризм и современная действительность.