«Так это было на земле...»
А. Твардовский.

Цель урока:

  1. Выяснить, с какой целью проводилась коллективизация, что она дала русскому народу.
  2. Определить по представленным художественным произведениям, необходимы ли были перемены в селе.
  3. Донести до учащихся трагизм той эпохи и вынести урок: гуманное общество строится без насилия над личностью.

Произведения:

  1. М.А. Шолохов «Поднятая целина»;
  2. В. Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»;
  3. А. Платонов «Котлован»;
  4. А. Солженицын «Матренин двор»;
  5. Б. Можаев «Мужики и бабы»;
  6. В. Быков «Облава».

Ход урока:

Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем тему коллективизация 30-х годов в русской литературе. Работаем по произведениям М. Шолохова, А. Платонова и др. Цель нашего урока: выяснить, что дала коллективизация русскому народу, необходимы ли были перемены в деревне.

Я позволю обратиться к словам Б. Можаева:

Пора уже понять простую истину - все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем - ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую прочную отдачу - богатство... Не бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой народ... Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством. Мужик - кормилец. Не беспорточник, а работящий, преуспевающий – работник и предприниматель. Хозяин...
А для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам надо разобраться, что же произошло в 1929 -1930 годах.

Знакомясь с произведениями Шолохова, Платонова, Белова, мы незримо присутствовали на собраниях бедноты, общих сельских, деревенских, станичных собраниях, где принимались важные решения о раскулачивании, о создании колхоза, о выселении кулаков и т.д. Более полувека развивались (или только показывалось так) колхозы. То есть, в нашей стране все крестьянство было поголовно вовлечено в колхозы. Это только в девяностые годы появились фермеры и другие формы хозяйствования.

На предыдущих уроках мы видели, как поистине «с кровью и потом» шло крестьянство в колхозы.

Предлагается сегодня в классе провести свое собрание.

По истечении времени по материалам художественных произведений от лица бедноты, кулаков, середняков, идейных вдохновителей колхозного строительства вы сказали бы веское слово о такой трагической странице нашей истории, как коллективизация, ибо, как дед Овин сказал, по Библии «энто только одно горе, аще два грядет».

Итак, самыми заинтересованными в создании колхозов были бедняки. Им слово.

  1. Павло Любишкин сцена - когда дают одежду его семье, жене, детям.
  2. В силу объективных причин не могли некоторые выкарабкаться из нищеты, только совместно, при помощи государства можно выжить.
  3. В годы гражданской войны разорено хозяйство, инвалиды, погибли кормильцы, теперь - вечное батрачество.
  4. Желающие работать - не везет: жена больна, в семье одни дочери. Пример: М. Богаткин («пятки жжет», когда переезжает незаслуженно в богатый дом).

Вопросы:

  1. В. Акуля. Почему числится в бедноте, красиво называя себя гегемоном?
  2. Почему Т. Бородин смог выбраться из бедноты?
  3. Д. Ушаков - не хозяин, нет творчества, изобретательности, т.е. то, что и делает крестьянина настоящим хозяином.
    Ведь после революции всем наделы земельные выделило государство народное, вот бы и работали.

Середняки:

  1. «В поте лица», «слезьми замывался» - К. Майданников.
  2. Культурный хозяин Яков Лукич, до 28 га сеявший пашню.
  3. У середняка отняли душу - хозяйство и он «пустой», с привязанным самоваром, чтобы не улетел, идет в колхоз.
  4. «Кануны» - Пачин, Рогов, Миронов.
  5. Они вынуждены идти в колхоз: государство их обманывает ~ прибыль в год – 41 руб.; обувь в лавке - 50 руб; четвертинка водки - 10 руб.(По материалам газеты «1 сентября»)

Кулаки:

  1. «Обманутый и обманувшийся» Т. Бородин. «Я в упор вас, портфельщиков, не вижу».
  2. А. Коробов - «Я один могу всю Россию прокормить». Можно ему верить: дом, лошади.
  3. Фрол Дамасков - все задания государства выполнял - выселили.
  4. А. Платонов - уничтожили, в море - океан отправили хозяина.
    Нет настоящих хозяев, а в колхоз «пустые» идут.
  5. Даже бывший бедняк М. Богаткин, принявший коней, раскулачен.
  6. «Облава» - В. Быков.

Идейные вдохновители:

  1. Хотели помочь бедноте строить новую жизнь ~ социальную справедливость установить.
  2. Честный, непримиримый М. Нагульнов не имел своего дома, т.к. это собственность.
  3. Добрый Разметнов, с человеческой теплотой относящийся к хуторянам, не имел инвентаря.

Вопросы:

  1. Что мог сделать Давыдов, не знающий сельского хозяйства?
  2. А. Разметнов без матери не мог найти лопату.
  3. У Платонова активист боится пропустить директиву, поэтому не спит.

Общие вопросы:

  1. Чем же была обусловлена необходимость замены старых хозяев новыми?
    • Хлеб у середняка не возьмешь → поэтому всех в колхоз, а из колхоза все возьмешь.
  2. Чем объяснить варварское отношение хороших хозяев к собранному урожаю?
    • Нереальные государственные расценки.
  3. Талант хозяина отвергается государством. Так что же идет на смену талантам?

Подведение итога урока.

Со слов «не мое, не наше» начался процесс отчуждения от земли, несший прямую угрозу разрушения народного хозяйства. Личный интерес крестьянина связан прежде всего с радостью созерцания, без которой жизнь теряет всякий смысл.

«Это не политика, а душегубство, это разбой», - говорят герои Б. Можаева. «Не по -людски» начатая и проведенная, она, по мнению писателя, обернулась для народа нашего тяжелейшей трагедией. Сколько жизней она унесла, сказать никто не сможет. До Ф. Абрамова дошла цифра: «20 миллионов. Это неточно. Людей в России не считают. Свиней, конское поголовье считают, сколько кубов леса заготавливают - считают, а людей не считают». «20 миллионов. И какие 20 миллионов. Отборные». Эта запись заставляет вспомнить строки Александра Твардовского:

Тут ни убавить,
Ни прибавить, -
Так это было на земле...

Задание на дом: подготовка к творческой работе.