Цель урока:
Способствовать развитию гуманистических начал и ценностей в сознании учащихся.
Задачи:
- Познакомить учащихся с рассказом Е.Замятина «Дракон» и главой из романа И.Бабеля «Конармия» «Переход через Збруч»
- Выделить общие черты и особенности изображения революции и гражданской войны как явления противного общечеловеческим основам и ценностям.
- Продолжить развитие навыка анализа прозаического произведения, умение выделять изобразительные средства, оценивать их роль в раскрытии замысла автора, идеи произведения.
Оборудование: тексты рассказов, компьютер, проектор, видеопрезентация по теме урока.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Революция и гражданская война 1917-1920 годов ХХ века - один из самых трагических периодов истории России. Революция, а потом и гражданская война унесли жизни миллионов людей, в жестокой страшной борьбе столкнулись люди одной веры, граждане одного государства, но разных политических взглядов. Подчас противостояние и политическая нетерпимость стала преградой между близкими и родными людьми, расколола семьи, брат пошел на брата сын на отца. И не было в этой кровавой бойне ни правых, ни виноватых. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события этих страшных лет, очевидцами которых они стали, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких художественных образов, поставив в центр повествования судьбу человека и показав влияние войны на его мир, шкалу внутренних ценностей.
Евгений Иванович Замятин принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости – перед собой и перед читателями. Писатель видел, что принесла революция и гражданская война людям, как были растоптаны надежды на лучшую жизнь, поломаны и искалечены человеческие судьбы. Поэтому Замятин не смог принять переворот. Его взгляд на происходящее он отразил в рассказе «Дракон».
Беседа по рассказу Е. Замятина «Дракон»
- Как вы понимаете смысл названия рассказа?
- Дракон легендарное чудовище, способное как на добро, так и на зло. В данном рассказе это все-таки больше чудовище.
- В рассказах Евгения Ивановича Замятина зачастую нет ни правых, ни виноватых, да и вообще понятие справедливости для него не является значимой категорией, а есть понятия человечное и бесчеловечное. Драматическая фатальность происходящего преобразуется под пером писателя и обретает черты фантасмагории. Любимый, до боли родной Петербург, становится неузнаваемым, фантастичным, это уже не тот город, который знал и любил автор рассказа.
- Что происходит с городом? Как он меняется на глазах?
- Мир разделен на две части. Мир туманный, драконий и мир человеческий.
- Какие изобразительные средства использует автор для создания образа города?
- Город «болен», он «бредит и горит» (горит от жара болезни). «Горячечное, небывалое, ледяное солнце» освещает город, который сошел с ума.
- Горячка больного Петербурга усиливается образом пожара, над которым мечется голубь (птица мира, вестник Господа). Попробуйте зрительно проследить за полетом голубя, что вы увидите в этом полете? («слева, справа, вверху, внизу» - движение вычерчивает крест, но крест перевернутый, символ пришествия антихриста)
- Какими символами рисует автор то культурное наследие, олицетворением которого был на протяжении двух веков Петербург?
- «Пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки» (Почему «седые» - потому что это символ старости, мудрости, вечности)
- Что послужило причиной «бегства» из города всего древнего, прекрасного?
- Драконо-люди, установившие новый порядок, где ценностью является все что угодно, но только не человеческая жизнь.
- Какими средствами автор создает образ дракона?
- «временно существовал»
- «картуз налезал на нос»
- «Шинель болталась по полу»
- «рукава свисали»
- «носки сапог загибались кверху пустые»
- «И дыра в тумане: рот»
- «Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель»
- «Пустая шинель присела к полу»
- Много деталей, совсем нет человека. Пустота души, пустота нового жестокого мира.
- Какой эпитет чаще всего упоминается в описании драконо-человека?
- «пустой»
- Маленький человек – излюбленная тема в творчестве русских писателей от Пушкина, до Чехова. Можно ли предположить, что дракон и есть тот маленький человек, который когда возник в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского? (шинель?)
- Особое внимание автор уделяет речи своего главного героя. Что особенного в его речи?
- «морда интеллигентная» - оксюморон
- «стервь»
- «мать моя»
- «воробьеныш»
- «на милость»
- «стервь этакая»
- «ей-бо..»
- Какую роль в рассказе играет образ трамвая?
- «И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи»
- «Скрежетал и несся вон из мира трамвай»
- «Скрежетал трамвай»
- «Скрежетал зубами и несся в неизвестное вон из человеческого мира, трамвай»
- Куда направлено движение трамвая?
- Сколько раз упоминается его движение?
- четыре раза, словно трамвай вычерчивает замкнутый круг
- Есть ли надежда на человеческое в драконе? Почему?
- Взгляд Евгения Замятина оптимистичен или пессимистичен?
Записи в тетради.
«Горячечное, небывалое, ледяное солнце» освещает мир новой идеей, но превращает сердца людей в холодные бесчувственные ледышки. В этом мире нет жалости к людям и жизнь человеческая в руках обозленного на «интеллигентную морду» человека, способного что-то говорить против. Дракон не чувствует жалости к себе подобным, но способен пожалеть маленького беззащитного воробьеныша. Хотя, по-видимому, этот прилив чувств недолог. И дракон вновь вернется в свой мир-туман, где нет места человеческим переживаниям, и лишь трамвай несется вон из человеческого мира в неизвестное. Автор не мог знать, к чему приведет этот страшный переворот, но предчувствовал гибель мира, нарушение гармонии, уничтожение вечных человеческих ценностей, потерю того главного, что делает человека человеком. Отсюда-то и фраза дракона «ей-бо..», которую не может закончить новый человек.
Беседа по рассказу И.Бабеля «Переход через Збруч»
Такое же разделение мира мы наблюдаем и в рассказе Бабеля «Переход через Збруч», который вошел в роман «Конармия». Сам роман напоминает мозаичное полотно, состоящее из отдельных эпизодов, казалось, не связанных между собой. За пафосом революции автор разглядел её лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не может примириться с убийством и кровопролитием.
- Какова экспозиция рассказа?
- Уже в первых строках задается жесткий и динамичный ритм рассказа.
- Каковы пространственно - временные рамки рассказа?
- Новоград-Волынск – этап на пути из Бреста в Варшаву. День, затем ночь. Указание на шоссе, построенное на костях, относит нас ко временам Николая первого, который и заложил, может быть, эту вековую вражду, разродившуюся революцией. Жизнь и смерть рядом.
- Как меняется ритм повествования во втором абзаце? Что изменяет заданный ритм?
- Природа – гармония, её красота и чистота, нарушается вторжением человека.
- «Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова»
- Гармоничный пейзаж контрастирует с описанием переходящего через Збруч войска. Появление человека вносит хаос в природу, ведущий к смерти.
- Мы переходим реку вброд – войско как единое целое, но тут же кто-то тонет и звонко порочит Богородицу. Один человек, оторванный в своей гибели от остальных способен на богохульство, а значит, в смерти не обретет покоя.
- Как изменяется пространство в третьем абзаце рассказа? (Новоград, дом евреев, комната)
- Экстремальность ситуации выражена в предложении, где перечисляются детали погрома в комнате.
- Черепки сокровенной посуды – человеческий кал рядом
- Луна - символ безумия мира. Под такой луной и сон героя безумен.
- Цена жизни человека во сне героя становится понятной. Бесценная жизнь – ничто в царстве бесноватого.
- Зачем автор персонифицирует и так страшно изображает смерть человека в лице убитого при погроме старика?
- Он просил убить его на заднем дворе, чтобы беременная дочь не видела его смерти. Беременность – рождение нового человека в таком мире не имеет смысла, если даже последняя воля совершенного безвинного человека не выполняется.
- Какой принцип использует автор рассказа, чтобы показать неправомерность жестокости, бесчеловечности революционного переворота, гражданской войны?
- Антитеза.
- Вечное - бренное
- Святое - грешное
- Черепки - кал
- Богородица - порок
- Беременность - смерть
- Ценность - низость
- Сон - явь - бред - безумие
Что общего в рассказах Е.Замятина и И.Бабеля?
(записи в тетрадях, таблицы заполняются учащимися самостоятельно)
Два мира:
«Дракон» |
«Переход через Збруч» |
|
Особенности диалога в рассказах:
«Дракон» |
«Переход через Збруч» |
|
Цвет как художественный прием:
«Дракон» |
«Переход через Збруч» |
|
Авторская позиция – идея рассказа:
«Дракон» |
«Переход через Збруч» |
|
Читаемое в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
- Урок по теме: Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
Ранее опубликованные в разделе:
- Урок по теме: «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок по литературе: Бродский И.А. - «Зимним вечером на сеновале»