Цель урока:

Способствовать развитию гуманистических начал и ценностей в сознании учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Е.Замятина «Дракон» и главой из романа И.Бабеля «Конармия» «Переход через Збруч»
  2. Выделить общие черты и особенности изображения революции и гражданской войны как явления противного  общечеловеческим основам и ценностям.
  3. Продолжить развитие навыка анализа прозаического произведения, умение выделять изобразительные средства, оценивать их роль в раскрытии замысла автора, идеи произведения.

Оборудование: тексты рассказов, компьютер, проектор, видеопрезентация по теме урока.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Революция и гражданская война 1917-1920 годов ХХ века - один из самых трагических периодов истории России. Революция, а потом и гражданская война унесли жизни миллионов людей, в жестокой страшной борьбе столкнулись люди одной веры, граждане одного государства, но разных политических взглядов. Подчас противостояние и политическая нетерпимость  стала преградой между близкими и родными людьми, расколола семьи, брат пошел на брата сын на отца. И не было в этой кровавой бойне ни правых, ни виноватых. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события этих страшных лет, очевидцами которых они стали, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких художественных образов, поставив в центр повествования судьбу человека и показав влияние войны на его мир, шкалу внутренних ценностей.

Евгений Иванович Замятин принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости – перед собой и перед читателями. Писатель видел, что принесла революция и гражданская война людям, как были растоптаны надежды на лучшую жизнь, поломаны и искалечены человеческие судьбы. Поэтому Замятин не смог принять переворот. Его взгляд на происходящее он отразил в рассказе «Дракон».

Беседа по рассказу Е. Замятина «Дракон»

  1. Как вы понимаете смысл названия рассказа?
    • Дракон легендарное чудовище, способное как на добро, так и на зло. В данном рассказе это все-таки больше чудовище.
    • В рассказах Евгения Ивановича Замятина зачастую нет ни правых, ни виноватых, да и вообще понятие справедливости для него не является значимой категорией, а есть понятия человечное и бесчеловечное. Драматическая фатальность происходящего преобразуется под пером писателя и обретает черты фантасмагории. Любимый, до боли родной Петербург, становится неузнаваемым, фантастичным, это уже не тот город, который знал и любил автор рассказа.
  2. Что происходит с городом? Как он меняется на глазах?
    • Мир разделен на две части. Мир туманный, драконий и мир человеческий.
  3. Какие изобразительные средства использует автор для создания образа города?
    • Город «болен», он «бредит и горит» (горит от жара болезни). «Горячечное, небывалое, ледяное солнце» освещает город, который сошел с ума.
    • Горячка больного Петербурга усиливается образом пожара, над которым мечется голубь (птица мира, вестник Господа). Попробуйте зрительно проследить за полетом голубя, что вы увидите в этом полете? («слева, справа, вверху, внизу» - движение вычерчивает крест, но крест перевернутый, символ пришествия антихриста)
  4. Какими символами рисует автор то культурное наследие, олицетворением которого был на протяжении двух веков Петербург?
    • «Пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки» (Почему «седые» - потому что это символ старости, мудрости, вечности)
  5. Что послужило причиной «бегства» из города всего древнего, прекрасного?
    • Драконо-люди, установившие новый порядок, где ценностью является все что угодно, но только не человеческая жизнь.
  6. Какими средствами автор создает образ дракона?
    • «временно существовал»
    • «картуз налезал на нос»
    • «Шинель болталась по полу»
    • «рукава свисали»
    • «носки сапог загибались кверху пустые»
    • «И дыра в тумане: рот»
    • «Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель»
    • «Пустая шинель присела к полу»
    • Много деталей, совсем нет человека. Пустота души, пустота нового жестокого мира.
  7. Какой эпитет чаще всего упоминается в описании драконо-человека?
    • «пустой»
  8. Маленький человек – излюбленная тема в творчестве русских писателей от Пушкина, до Чехова. Можно ли предположить, что дракон и есть тот маленький человек, который когда возник в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского? (шинель?)
  9. Особое внимание автор уделяет речи своего главного героя. Что особенного в его речи?
    • «морда интеллигентная» - оксюморон
    • «стервь»
    • «мать моя»
    • «воробьеныш»
    • «на милость»
    • «стервь этакая»
    • «ей-бо..»
  10. Какую роль в рассказе играет образ трамвая?
    • «И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи»
    • «Скрежетал и несся вон  из мира трамвай»
    • «Скрежетал трамвай»
    • «Скрежетал зубами и несся в неизвестное вон из человеческого мира, трамвай»
  11. Куда направлено движение трамвая?
  12. Сколько раз упоминается его движение?
    • четыре раза, словно трамвай вычерчивает замкнутый круг
  13. Есть ли надежда на человеческое в драконе? Почему?
  14. Взгляд Евгения Замятина оптимистичен или пессимистичен?

Записи в тетради.

«Горячечное, небывалое, ледяное солнце» освещает мир новой идеей, но превращает сердца людей в холодные бесчувственные ледышки. В этом мире нет жалости к людям и жизнь человеческая в руках обозленного на «интеллигентную морду» человека, способного что-то говорить против. Дракон не чувствует жалости к себе подобным, но способен пожалеть маленького беззащитного воробьеныша. Хотя, по-видимому, этот прилив чувств недолог. И дракон вновь вернется в свой мир-туман, где нет места человеческим переживаниям, и лишь трамвай несется вон из человеческого мира в неизвестное. Автор не мог знать, к чему приведет этот страшный переворот, но предчувствовал гибель мира, нарушение гармонии, уничтожение вечных человеческих ценностей, потерю того главного, что делает человека человеком. Отсюда-то и фраза дракона «ей-бо..», которую не может закончить новый человек.

Беседа по рассказу И.Бабеля «Переход через Збруч»

Такое же разделение мира мы наблюдаем и в рассказе Бабеля «Переход через Збруч», который вошел в роман «Конармия». Сам роман напоминает мозаичное полотно, состоящее из отдельных эпизодов, казалось, не связанных между собой. За пафосом революции автор разглядел её лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не может примириться с убийством и кровопролитием.

  1. Какова экспозиция рассказа?
    • Уже в первых строках задается жесткий и динамичный ритм рассказа.
  2. Каковы пространственно - временные рамки рассказа?
    • Новоград-Волынск – этап на пути из Бреста в Варшаву. День, затем ночь. Указание на шоссе, построенное на костях, относит нас ко временам Николая первого, который и заложил, может быть, эту вековую вражду, разродившуюся революцией. Жизнь и смерть рядом.
  3. Как меняется ритм повествования во втором абзаце? Что изменяет заданный ритм?
    • Природа – гармония, её красота и чистота, нарушается вторжением человека.
    • «Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова»
    • Гармоничный пейзаж контрастирует с описанием переходящего через Збруч войска. Появление человека вносит хаос в природу, ведущий к смерти.
    • Мы переходим реку вброд – войско как единое целое, но тут же кто-то тонет и звонко порочит Богородицу. Один человек, оторванный в своей гибели от остальных способен на богохульство, а значит, в смерти не обретет покоя.
  4. Как изменяется пространство в третьем абзаце рассказа? (Новоград, дом евреев, комната)
    • Экстремальность ситуации выражена в предложении, где перечисляются детали погрома в комнате.
    • Черепки сокровенной посуды – человеческий кал рядом
    • Луна  - символ безумия мира. Под такой луной и сон героя безумен.
    • Цена жизни человека во сне героя становится понятной. Бесценная жизнь – ничто в царстве бесноватого.
  5. Зачем автор персонифицирует и так страшно изображает смерть человека в лице убитого при погроме старика?
    • Он просил убить его на заднем дворе, чтобы беременная дочь не видела его смерти. Беременность – рождение нового человека в таком мире не имеет смысла, если даже последняя воля совершенного безвинного человека не выполняется.
  6. Какой принцип использует автор рассказа, чтобы показать неправомерность жестокости, бесчеловечности революционного переворота, гражданской войны?
    • Антитеза.
    • Вечное - бренное
    • Святое - грешное
    • Черепки - кал
    • Богородица - порок
    • Беременность - смерть
    • Ценность - низость
    • Сон - явь - бред - безумие

Что общего в рассказах Е.Замятина и И.Бабеля?

(записи в тетрадях, таблицы заполняются учащимися самостоятельно)

Два мира:

     «Дракон»     

 «Переход через Збруч» 

 

 

 

 

 

Особенности диалога в рассказах:

     «Дракон»     

 «Переход через Збруч» 

 

 

 

 

 

Цвет как художественный прием:

     «Дракон»     

 «Переход через Збруч» 

 

 

 

 

 

Авторская позиция – идея рассказа:

     «Дракон»     

 «Переход через Збруч»