1. Творческая история создания повести.
Повесть написана в 1925 году. Изъята в рукописном варианте 7 мая 1926 года ОГПУ во время обыска. Повесть избежала участи других произведений Михаила Афанасьевича Булгакова, так как не была опубликована. Впервые опубликована в 1987 году в журнале «Знамя».

2. Тема повести: продолжается вопрос об осуществлении эксперимента над народом Советской России. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, нередко насильственными методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих экспериментаторов. Об этом предупреждает читателей в своем произведении автор. (Тема эксперимента и его последствий впервые поднята в повести «Роковые яйца» Красный луч - революция).

3. Время в повести.
Начало повести датируется приблизительно 15 декабря (дневник Борменталя начинается 22 декабря заканчивается 17 января), а конец около 4 марта.

  • Почему так тщательно указывает автор даты описываемого события? Случайно ли, что он фактически связывает данные события с церковными христианскими праздниками от Рождества до Пасхи?
  • Важно, что Булгаков использует пародийное сочетание святочной символики с символикой Пасхи: мотив «воскрешения» оказывается здесь не менее существенен, чем мотив «рождества».
  • Профессор Преображенский совершает акт «творения», превращая собаку в человека, во всяком случае придает собаке человеческий вид. Но…

4. Образ профессора Преображенского
– Каким вам представляется профессор Преображенский? (воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма). Профессор немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом, манерами, тактом. На страницах повести возникает образ Дома как средоточия человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, как основу общества.
Антагонистом профессору выступает Швондер - преддомкома. Он социально-агрессивен, уверен в своей вседозволенности. Человек в черной кожанной куртке – черный человек. (Зачитать портрет).
Столкновение напоминает боевые действия: профессор – вождь армии, Швондер говорит яростно, с ненавистью. (Зачитать фрагмент 2 главы).
Почему профессор открыто говорит, что он не любит пролетариата?

  • Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное тупое хамство, самодовольство новых хозяев жизни.
  • Выпишите в тетрадь примеры так характеризующие новые порядки. (Калошная стойка, ковер в парадном, калоши, цветы, что есть разруха, жажда все получить путем экспроприации, а не трудом: все отобрать и поделить)
  • Как налажен быт и рабочие будни профессора, чем он занимается в свободное от работы время? Можно назвать его потребности завышенными, чрезмерными? (Он трудится много, хорошо зарабатывает, имеет право на достойную жизнь)
  • Какими исследованиями занят профессор? (Евгеника – наука об омоложении организма – возможность продлить жизнь человека, его молодость)
  • Кто посещает профессора, кому он оказывает услуги? (Непманы, люди с невысокой нравственностью)
  • Как относится Шариков к посетителям профессора? («Похабная квартирка»)
  • Для чего профессору нужен Шарик? (Для эксперимента)
  • Какую цель он ставит?
  • Предполагал ли профессор результат эксперимента?
  • Как закончился эксперимент с «красным лучом» для профессора Персикова из «Роковых яиц»?

5. Образ Шарика – Шарикова

  • Как ведет себя пес на улице? Как характеризует его «поток сознания», который фантастично вплетается в повествование повести? (Вечно голодный, горемычный уличный пес, по-своему неглупое существо, оценивающее жизнь улицы, быт, нравы Москвы; он ироничный, любознательный наблюдатель жизни, который хорошо разбирается в людях, не лишен сочувствия к таким же обездоленным, а какое у него чувство юмора, как ярки его впечатления!)
  • В мыслях Шарика впервые возникает образ торжествующего хама – нового хозяина жизни.(Впоследствии он сам станет таким, взяв пример со Швондера)
  • Сравните Шарика с вновь созданным Шариковым. Как думает Шариков? (Мыслей нет, а слова резки, тупы, грубы, вульгарны)
  • Шарик несравнимо выше Шарикова. Кто виноват в этом? (Клим Григорьевич Чугункин)
  • Какие слова произносит Шариков первыми? («буржуи», «Не толкайся!», «Подлец!», «Слезай с подножки!»)
  • Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, основой которого был «люмпен», чувствует себя хозяином жизни. Кто помог ему в этом становлении? (Швондер)
  • Он четко усвоил свои права и всё время их «качает». (Сначала документы, затем жилплощадь, потом должность, потом женщину… В итоге дело доходит до профессора, которого хочет сдать Шариков в «органы»)
  • Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кредо новых хозяев жизни – всех «шариковых» – грабь, воруй, растаскивай всё созданное; всеобщая уравниловка – главный принцип общества под названием равенство.
  • Какую работу получает Шариков? («Котов вчера душили, душили…»)
  • Преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.
  • Следующий ход Шарикова – явление в пречистенскую квартиру вместе с молодой девушкой. Он обманул её, рассказывал про себя небылицы, что он красный командир, угрожал ей.
  • Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос-пасквиль на профессора Преображенского.
  • Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. Присущи же подлость, ненависть, злоба.
  • Кто создал это «творение»? (Аристократ духа – Преображенский и люмпен-демагог – Швондер. Если бы один не создал биоробота, то другой не вложил бы в него «классовую» программу)
  • Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они есть среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться.
  • Приходя к власти, нелюди стараются расчеловечить все вокруг, потому что бездумными и бездушными существами легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
  • Отметим, что Филипп Филиппович делает важный для себя (и для автора) вывод: «человечество само заботится <…> и в эволюционном порядке каждый год упрно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар!»

Делаем заключение

Жанр фантастической повести позволил Михаилу Афанасьевичу Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.