- История создания романа: Свой роман «Донщина» Михаил Александрович задумывает в 1925 году. Работает над образом казачества в эпоху страшных перемен, тщательно, правдиво изображая каждую деталь. Позже Шолохов напишет: «...Первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции». После выхода в свет второй книги романа-эпопеи работа застопорилась. Есть сведения, что лично И.Сталин распорядился приостановить выпуск романа, потребовав от Шолохова написать роман о коллективизации. Именно ради новой книги «С потом и кровью» (впоследствии названной «Поднятая целина») писатель приостановит работу над романом «Тихий Дон». Третий и четвертый том романа увидит свет лишь в 1953 году, после смерти Сталина. Во многом спорный, серьезно урезанный, все-таки он будет опубликован.
«Хронологические рамки романа четко определены: май 1912 – март 1922 года. Это десятилетие делится октябрем 1917 года на две равные половины: до и после революции. Шолохов объял старую и новую Россию, запечатлел народную жизнь на её грандиозном историческом переломе» (С.Н.Семанов) - Определение жанра:
«В «Тихом Доне» Шолохов развернул эпическое, насыщенное запахами земли живописное полотно из жизни донского казачества» (А.Н.Толстой)
«Это грандиозная панорама событий, потрясших весь мир. Сила эпопеи – в глубочайшей народности. Он населил роман многими персонажами – представителями народа» (Ю.В. Бондарев) - История народа – через историю семьи Мелеховых. История семьи Мелеховых как отражение социальных бурь эпохи.
Задание: сравнить два отрывка из романа (чтение вслух) - экспозиция: «Мелеховский двор на самом краю…» (до конца абзаца)
финал: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий…» (до конца романа)
-Что лежит между тем, что было и что осталось?
- Как теперь жить? Кто виноват в случившейся трагедии? - Смысл названия романа (прослушать доклад)
Почему роман о судьбах народа в переломный момент эпохи носит название «Тихий Дон»?
Дон проходит через все повествование, через судьбы всех героев. Там они рыбачат и встречаются, там начинается любовь Аксиньи и Григория, кончает жизнь самоубийством Дарья, топит оружие Григорий и т.д.
Тихий Дон – это особый быт, образ жизни, это хозяйство, диалект, отношения между отцами и детьми, мужчинами и женщинами и т.д. Кроме того – это фольклор. Песни стали эпиграфами ко всем частям романа. - Быт и нравы донского казачества (прослушать доклад).
- Роль эпиграфов в романе.
- О чем предвещает, какую идею несет эпиграф к роману?
- Существует мнение, что роман-эпопея «Тихий Дон» - это роман-суд. Кого и за что судит Шолохов в романе?
- Анализ Первой книги романа.
- Зачем автор приводит кровавую историю происхождения турок Мелеховых? (Здесь вскрыт корень семьи, а с тем и коренные черты донского казачества… Здесь начало звероватости Григория. В прологе дан генезис своеобразных черт Мелеховых: от деда к внуку – их упрямая повадка и душевная мягкость углубленная мужеством. Способность пойти ради любви на разрыв со всем миром).
- Какие сцены и эпизоды особенно близки писателю?
- Какие сцены становятся показателями нормальной казачьей жизни? (Анализ сцен 1 тома)
- рыбалка 2 глава;
- сборы 3 глава;
- сенокос 9 глава;
- дележ луга 8 глава;
- соревнование Митьки Коршунова с Листницким 8 глава;
- сватовство 15 глава;
- свадьба и др. - Действительно ли Михаил Александрович Шолохов идеализирует жизнь донского казачества?
- Шолохов далек от идиллии (доказать примерами из текста).
- Вывод: (запись в тетради) допотопная старина, патриархальщина, дикие суеверия, бытовая отсталость – все это вызывает неприятие у читателя.
- - суеверие – расправа с тихой турчанкой;
- - бесправие женщины – насилие отца над Аксиньей, впоследствии отразится на семейной жизни со Степаном и др.
- Какой закон лежит в основе жизни на хуторе Татарском?
- (Запись в тетради) Домашний очаг, отчий дом, семейные узы являются источником гармонии жизни. Никто не может скрыться ни от кого все и всё на виду, каждому есть дело до всех. Народная молва или общественное мнение очень важно.
- Как отражается это на судьбах героев?
- Аксинья ходит, гордо подняв голову;
- Лиза Мохова уехала в Москву;
- Дарья – ворота в дегте;
- Наталья – зарезалась.
- Как вы относитесь к такому вторжению в личную жизнь героев?
- Что возмущает станичников в истории любви Григория и Аксиньи?
- Если тайно – можно, все так делают, если открыто – то всем стыдно за них.
Домашнее задание: Продолжить таблицу Духовное развитие образа Григория (по второму тому)
Ответ на вопрос: Почему Григорий, с его строптивым характером, не противится воле отца и женится на Наталье?
Читаемое в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
- Урок по теме: Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
- Урок по литературе: Бродский И.А. - «Зимним вечером на сеновале»