Цель урока:

Показать роль библейских деталей, эпизодов, аллюзий в романе «Преступление и наказание»

Учить работе с источниками (Священное писание, дневники писателя)

Ход урока

1.Постановка проблемы:

В романе одним из главных является вопрос: есть ли для Раскольникова возможность спасения?

Автор романа через подробности преступления пытается доказать существование Божие, для этого он использует библейскую символику.
а) Первый аспект – это символика чисел.

- число Одиннадцать упоминается в романе неоднократно. Что оно означает?

В Евангелии от Матфея есть притча о работниках в винограднике: «...Царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» (Мф.,20,1-6) Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию» (Мф., 20,9). «Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных» (Мф., 20,16). Виноградник в притче уподоблен царству небесному. С теми, кто вольно или невольно способствуют спасению Раскольникова – с Мармеладовым и Порфирием Петровичем, и с Соней, - он встречается в одиннадцать часов, в участок с повинной он тоже приходит в одиннадцать часов. Сам озабоченно спрашивает: «Одиннадцать часов уже есть?», для Сони в этих одиннадцати часах «весь исход». Для Раскольникова одиннадцать часов символизируют последнюю возможность спасения.

– Число «семь», неоднократно употребляемое в романе, теологи называют «истинно святым числом», так как число семь - это соединение числа «три», символизирующее Божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка; следовательно, число «семь» является символом союза Бога с человеком.

В семь часов вечера Раскольников пошел на преступления, как бы разрывая союз Бога и человека: «...Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

На последней странице романа вновь появляется число семь, означающее союз Бога с человеком: «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет...»

б) символика образов:

– В сне Родиона Раскольникова представлена проблема адекватности восприятия действительности героем. Восприятие лошади как «бедной лошадки», пытающейся сдвинуть непосильный воз, лошадки, олицетворяющей все страдание и несчастие этого мира, его несправедливость и безжалостность – все это факт сна Раскольникова. Бедная савраска – это лишь представление Родиона о состоянии мира. Здесь впервые закладывается мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается более, чем он может снести. Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом нереальных своих обид и забот ( которые очень велики, но сносимы, тем более, что Бог не отнимает Своей руки, и когда доходит до края, всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов).

– На серебряных часах Раскольникова, которые он понес в заклад старухе-процентщице «изображен глобус». Эти часы достались ему от отца. Это своего рода «держава», знак власти и ответственности за мир. Не случайно он закладывает часы, прежде чем совершить убийство: он отдает истинную власть за самоволие.

– Встреча Раскольникова с Мармеладовым напоминает сцену Сретения (пророк Симеон встретил во храме младенца Христа), «..продолжал он восклонясь» – боле, чем странное описание позы Мармеладова, однако, «восклонясь» единственное слово, которое адекватно может описать положение Симеона на иконах Сретения.

– «Наш большой драдедамовый зеленый платок». Драдедам (от франц. Drap de dames) - тонкое сукно. Зеленый цвет - цвет Богородицы, покровительницы и заступницы Земли. «Наш драдедамовый» и по сочетанию смысла разноязычных слов и даже по звучанию напоминает Noter Dame - французское именование Богородицы. Соня своим жестом и кается и отдает себя под покровительство Богородицы, под её защиту. Тридцать целковых, принесенных Соней, очевидно соотносятся с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Христа.

– «...у портного Капернаумова...» – очень многозначительная и до конца не объясненная аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум. Город Магдала, из которого происходила Мария Магдалина, находился близ Капернаума. В просторечии существовало и фамильярное значение слова «капернаум», что означало веселое заведение - кабак.

– «...сыграть свадьбу сразу после госпожинок...» – Госпожинки – Успенский пост, заканчивающийся в день Успения Пресвятой Богородицы. Брак, заключенный после того, как Богородица покидает землю, вряд ли можно считать благословенным.

- В письме матери Родиону читаем: «...она тебя беспредельно, больше себя самой любит...». Одна из заповедей Христа гласит: « люби Бога своего больше самого себя», «возлюби ближнего своего как самого себя». Дуня любит брата как Бога. Подражание Христу - поведение, предписанное для верующего. В каком-то смысле можно сказать, что всякий человек Христос. Это любимая мысль Достоевского. В его записках читаем: «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть». Воспоминания матери о том, как в детстве Родя шептал молитвы свои у меня на коленях, свидетельствуют о том, что вера жила в сердце Родиона, пока был жив отец.

в) символика денег:

- На протяжении романа Родион Раскольников неоднократно помогает деньгами Мармеладовым, пьяненькой девочке. Все деньги, которыми он оказывает помощь, являются деньгами, которые достались ему от отца. (Пенсия, от заклада часов.) Таким образом, Достоевский решает проблему средств, которыми можно оказывать помощь. Деньги, украденные у старухи, становятся непригодными ни для жизни, ни для благодеяний.

г) символика родства душ:

В романе читаем: «А куда ж я иду? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно.»

– В момент, когда угроза продажи сестры в «законные наложницы» господину Лужину ставит Раскольникова перед выбором, что-то немедленно предпринять, ему предлагается вариант Божьего решения — найти человека, который поможет. Люди спасаются друг другом. Раскольников спасает девочку от нового надругательства, его спасает Соня от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он — Соню от греха и позора; его сестру - Разумихин, Дуня - Разумихина. Человек спасается человеком и никак иначе спасен быть не может. Не нашедший человека гибнет (Свидригайлов).

д) символика снов:

В первом страшном сне Раскольников теряет веру в могущество отца, а значит и Бога. Символична перекличка имен главного действующего лица убийства лошади и маляра, который примет на себя убийство Раскольникова. Миколка «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию, но и Миколка - сознающий, что нет чужого греха, а значит надо взять грех на себя и пострадать за другого. Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию. В этом же сне Раскольников видит церковь и кабак. Для него, как для трагического героя, весь мир делится на два пространства: пространства церкви и пространства кабака. Во сне маленький Родион любит церковь, но ненавидит кабак, но дорога к церкви лежит мимо кабака, и именно перед ним пыльная и черная дорога (в последствии место покаяния). Раскольникову приходится выбирать, потому что он не знает ещё, что оба эти пространства не противопоставлены друг другу, а включены в целое мира. Восстав на кабак, он восстает и на церковь, восстав на людской грех, он восстает и на Бога. В романе кабак и церковь одним. Пространство церкви в эпилоге романа преобразуется в пространство кабака (когда в церкви каторжане бросятся на Раскольникова), а кабак становится церковью (когда происходит встреча с Мармеладовым). Зеленый купол церкви во сне и зеленый платок Сони прямо соотносятся. Она как бы всегда под сводом его детской церкви, в которую он ещё не скоро вернется.

е) символика предметов:

– «Он вынул топор... опустил на голову обухом» - Многократно отмечалось, что в этой сцене, топор лезвием обращен на самого Раскольникова. Недаром он потом скажет Соне: «Я себя убил, а не старушонку!» Лизавету он убивает лезвием топора, но впоследствии даже не вспоминает об этом убийстве, как будто и не убивал её вовсе. Здесь разница между вольным и непреднамеренным убийством. Плюс Лизавета протянула руку, будто простила ему грех.

– Вместо серебряных часов отца Раскольников получает золотые часы. Золото связывается с кесарем и земным сокровищем, несовместимым с любовью и служением Господу.

– «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться... подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута...»

– Пока Раскольников не в силах выносить смеха, он не сможет вернуться к людям, вернуться к жизни. Осмеяние - это единственно возможное прощение. Этот смех постоянно кажется герою издевательством над ним, надругательством над его идеей и предназначением. В этом эпизоде Раскольников идет погруженный в свои мысли не там, где принято ходить, сосредоточившись на своих переживаниях и мыслях, не замечая вокруг него жизни. Удар кнута возвращает его к действительности, ставит на то место, которое он должен занимать. А смех закрепляет это положение, делая его «одним из». Но ему тут же дается милостыня (милость) и прощение. Но Раскольников не принимает милостыню (выбрасывает монетку), как и не принимает себя «одним из».

– «Пьян, не пьян, а Бог их знает...» Восстав на Бога, Раскольников стремиться примкнуть к кабаку, но кабак постоянно его отторгает. Его все время принимают за пьяного, хотя он почти все время трезв. Он не в состоянии объединить в своем сознании церковь и кабак, он может только выбирать. Он не понимает этого мира, где люди убивают лошадь, но лошади убьют человека (Мармеладова), где невозможно найти однозначно правого или виноватого, где возможно только получить или даровать прощение тем, кто понимает, что все едины в грехе; мира, где давно прозвучало: «Мне отмщение и Аз воздам», провозгласив, что суд – прерогатива Бога, а люди – «не судите, да не судимы будете». Пьяный не противопоставлен Богу или его служителю, а часто сам им является. Дунечка скажет про Разумихина: «Нам этого господина Бог послал, хоть он и прямо с какой-то попойки». Разумихин рассуждает о вранье - пьяный знает, что он врет, и не претендует на истину в конечной инстанции, но трезвый врет и себе верит. Пьяный знает, что пьян, грешный знает, что грешен, но страшен уверенный в своей праведности.

е) символика имён:

– Дмитрий Прокофьевич Разумихин - Дмитрий, посвященный греческой богине плодородия Деметре (земной), Прокофий - преуспевающий (греч.)

– «..Лазаря петь..» - льстиво выпрашивать. Богач из евангельской притчи про «Двух Лазарей» называется Лазарем, как и его нищий брат. Нищий Лазарь, оказавшись в раю «возле Авраамия», говорит неправедному богачу, что ему нужно было, чтобы не терпеть адские муки, «про имене Христово» подавать, «нищих и убогих в дом» принимать, вдов, сирот «призирать», «во гробе умерших» провожать. Следует заметить, что все эти условия Раскольников выполняет. Единственно, чем он похож на богатого Лазаря - это своеволием. Как только он изживет из души своей грех, то обретет рай. В эпилоге, при описании картины за рекой: «точно не прошли ещё века Авраама и стад его». Имя Лазарь связывает этот ассоциативный ход с евангельской притчей о воскресении Лазаря.

– «Так вы все-таки веруете в Новый Иерусалим?..» - это выражение равнозначно пришествию Царствия Небесного. Вера в Новый Иерусалим означала веру в наступление нового земного рая - «золотого века», царства добра и справедливости, на старой земле, т.е., социальное преобразование общества, а не пришествия Царствия Божия (по учению Сен-Симона - социалиста-утописта). Теория Раскольникова была близка теории Сен-Симона.

символика чисел: «Она энергично ударила на слово: четыре...» - Чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства, если не считать дней беспамятства. В беспамятстве он тоже пролежал четыре дня.

Символика образов: «...закудахтал с дружественным участием Порфирий Петрович...» - этот странный глагол употребляется не раз Достоевским на протяжении беседы с Раскольниковым, что создает впечатление, что Порфирий носится с Раскольниковым как курица с яйцом. Яйцо - древний символ воскресения и новой жизни, которую пророчит герою Порфирий Петрович.

– «Но тут случилось странное происшествие...» (стр.367) Господь как будто оберегает Раскольникова, избавляя его от вынужденного признания, к которому тот ещё не готов, но которое хочет вырвать у него следователь.

– «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... (стр.426). Герой пытается добиться торжества справедливости. Но это требование оборачивается только страданием для него. Мало того, самих героев, настаивающих на справедливости, оказывается возможно только вопреки справедливости, Любить Раскольникова – убийцу. Любить Катерину Ивановну, отправившую падчерицу на панель. Соня воспринимает стремление к справедливости как черту детскую, исходящую от непонимания мира. Кроме того, справедливость бывает разная. Порфирий предлагает Раскольникову поступить по справедливости – учинить явку с повинной: «Исполните-ка, что требует справедливость». А Раскольников не находит в этом справедливости. Выходит, что справедливость – вещь в высшей степени относительная, тем более, что каждый избирает точку отсчета произвольно. Соня, посылая Раскольникова признаться в совершенном преступлении, не о справедливости думает, а о том, что если он «страданием себя искупит, то Бог ему опять жизни пошлет». Она мыслит другими категориями, её истина - Христос, который есть Жизнь и Любовь, она не рассчитывает степень правоты и разумность доводов.

– «Для Раскольникова наступило странное время...». Время в таком состоянии представляет петли и сплетения самые неожиданные и непредсказуемые. Раскольников на протяжении всего романа петляет во времени: три захода к старухе-процентщице – проба, убийство, возвращение «нанять квартиру». Но есть ещё и возвращение во сне, где смех не дает герою возможности убить – т.е., оборвать время, окончательно разрушить связь времен.

Вывод: Идейное преступление Раскольникова внушено ему извне:

– Раскольников говорит, что он написал статью по поводу одной книги. Возможно, речь идет о книге М.Штирнера «Единственный и его собственность» или о книге Наполеона III «История Юлия Цезаря».

– Вот что написал Штирнер в своей книге: «Победить или покориться - таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный обращается в подвластного...я ...не стану бояться мысли, как бы дерзка и «демонична» она не была. Потому что в моей власти уничтожить её, если она мне станет представляться неудобной... Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше, и ты будешь больше... Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, противозакония.» (По иронии судьбы эта книга стала единственной у Штирнера, он умер в полной нищете в 50 лет, другой немецкий философ Фридрих Ницше закончил жизнь в сумасшедшем доме.)

Достоевский поступает со своим героем гуманно: 8 лет каторги за двойное (а может быть, и тройное) убийство – спасение. Но спасение ещё и в покаянии, оно ещё не пришло, но обязательно прийдёт, потому что в любви к Соне другого выхода не может быть. А то, что Родион полюбил Соню – безусловно, об этом свидетельствуют его слёзы. Возрождение возможно только с Богом!