Цель урока:
- Выявить идейный смысл рассказа;
- Вовлечь учащихся в размышления над крестьянскими судьбами в период коллективизации;
- Исследовать жанровое своеобразие рассказов.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Объявление темы и цели урока.
- Работа над текстом. Художественные образы.
- Жанровое своеобразие рассказов.
- Подведение итога работы.
- Задание на дом: подготовка к уроку-дискуссии (вопросы даны ранее).
Оборудование:
- Портрет В. Тендрякова.
- Тема. (запись на доске).
- Эпиграф: «Глубоко убежден, что сражением нельзя внушить истину. Сражение не бывает без насилия, пусть даже духовного. . .» В.Тендряков.
- Зрение - мысль
свидетель - мудрец.
Володя Тенков - Владимир Тендряков - хроника.
В девяностые годы ХХ века в печати вышли произведения разных писателей, которые пролили свет на происходящие во время коллективизации трагические события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует о действительно происходящих событиях, свидетелем или очевидцем которых он был. Однако ценность его рассказов не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно-психологическую атмосферу тех «культовых лет».
- Какое событие отечественной истории становится предметом художественного исследования автора? с. 110
- 1929 год. «Год великого перелома». Время сталинской коллективизации, которая стала преступлением против своего народа, «кромешным адом», «жестокой порой головотяпства», «вселенским геноцидом» (Б. Можаев), уничтожившим мужика, осиротевшим деревню и оставившим землю беспризорной.
- Какова же художественная задача автора?
- разобраться в истоках коллективизации.
- Каковы же истоки коллективизации в оценке Тендрякова? Под каким лозунгом она проводится?
- социальная справедливость.
- Как понимают герои социальную справедливость?
- переезд в дома богатых.
- Назовите главных, по вашему мнению, или запомнившихся персонажей?
- А. Коробов, М Богаткин, Ваня Акуля.
- История А Коробова
- кого мы увидели в нем?
- как он разбогател? - «бревнышко к бревнышку».
- Сравнение избы А. Коробова и В. Акули? с. 112. О чем свидетельствуют эти описания?
- Что рассказывается о деревенских бедняках?
- В.Акуля – лодырь
- М. Богаткин – не везет.
- Что вы можете сказать о нравственных законах, по которым живут семьи
- Коробова ? – (лошади, дом, речь, одежда).
- В. Акули ? – (баня, равнодушные, циничные дети, лень).
- цитаты на с.113, 123, 118-119
- М. Богаткина? – (неловкость получения богатства таким путем).
- Как складываются их судьбы?
- Коробов – «возможно, в руководительское кресло» цитата стр. 109, 120;
- М. Богаткин – раскулачивается и ссылается;
- В. Акуля - продает за бутылку сначала железо с крыши, а затем и всю избу, всё пропивает и с голыми детьми опять возвращается в баню.
- Каково отношение к богатым и бедным?
- А.Коробов – зависть (к уму, даже мудрости, рассудительности, отдаёт всё, чтобы сохранить жизнь, найдёт новое русло, пойдёт во власть);
- В.Акуля – смеются односельчане.
- Какова ситуация в деревне перед коллективизацией. Нужны ли перемены?
- Доказательство: нет А.Коробов – с. 108,
- с. 120 («я накормлю …»)
- Как чувствует себя тот, кто был причастен к происходящему беззаконию?
- Испытывал ли он муки совести? (Ф.Тенков)
- да ( «что-то не продумано…») с.123
- У Тендрякова именно эти три судьбы человеческих дают истинное представление, что есть по сути торжество социальной справедливости.
Рассказ заканчивается документальной репликой, сценой о том, что один из сосланных кулаков заберет у женщины грудного ребенка и размозжит ему голову.
«Хлеб для собаки».
- Какая эпоха осмысливается здесь?
- плоды коллективизации.
- Герой. Кто он такой? Что его угнетает? Что с ним происходит?
- «слоны» гложут кору
- «шкилетники» стонут
- Какой вопрос он себе задает?
- почему я не сошел с ума?
- Почему?
- пообвыкся;
- они – враги;
- Нашел выход: хлеб для собаки; цитата - с.144
- Как вы понимаете смысл названия?
- хлеб для тревожащей человека совести, какую можно заслужить, накормить.
- А для каждого ли из героев Тендрякова съедобен этот хлеб?
- Почему застрелился начальник станции? (Красная шапочка - не выдержал зрелища)
- так как не мог найти собаку.
- Но мы понимаем, что для этого человека хлеб для собаки несъедобен (он не может им накормить свою совесть).
- А всякая ли совесть нуждается в хлебе для собаки?
- Нет. Есть люди, у которых совесть всегда сыта? Кто они?
- Дыбаков, Душной, Абрам.
Таким образом, мы увидели не только истоки коллективизации, но и плоды развернувшейся социальной справедливости.
Несколько вопросов о жанре.
Тендряков строит подлинную и достаточно полную картину отечественной истории. Он отказывается от изложения некой «правды» как от иллюзии обладания истиной. Он ищет, взыскивает истину вместе с читателем. Каким образом? Попробуем выяснить.
- Как бы вы назвали жанр?
- хроника документальная.
- Почему?
- Сколько авторов?
- Два автора В.Тенков - В.Тендряков.
Сочетается не смешиваясь.
Зрение - мысль
Свидетель - мудрец.
История - литература.
Тендряков пишет конспект истории страны. Где этому доказательства? - документы;
- они тематически дополняют сюжет.
- Объясните, как создаётся образ времени в рассказе (музыка «Кудрявая, что ж ты не рада», частушки, веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные сцены, выжившие люди из крестьян - семья точильщиков-лудильщиков, обнищавший еврей; образы умирающих крестьян: опредмеченные детали портретов дают понять, что человек вещь, ничто)
- С какой целью Тендряков использует эти документы?
- для беспристрастности.
Документы вызывающе подлинны, он обрамляет их тем языком, той же интонацией. Литература Тендрякова дорастает до истории, потому что она нелжива и стремится к истине. Именно таким должен быть подход к нашей истории - великой и позорной; такой, наверно, суждено быть в ХХI веке и русской литературе.
Читаемое в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
- Урок по теме: Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
- Урок по литературе: Бродский И.А. - «Зимним вечером на сеновале»