Биографическая справка
Имя Ивана Александровича Гончарова стоит в одном ряду с именами Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского. Его произведения получили признание уже при жизни и стали настоящей классикой отечественной литературы.
Иван Александрович родился 6 июня 1812 года в глубокой русской провинции, в поволжском городе Симбирске. Симбирск был весьма примечательным городом. Гончаров в своем очерке «На родине» отметил:
Наша губерния особенно славилась отборным обществом родовитых и богатых дворян.
Гончаров принадлежал к известной в Симбирске фамилии. Гончаровы состояли в родстве с известными симбирскими дворянами и имели высокий авторитет в городе. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, был зажиточным купцом, хлеботорговцем, владельцем свечного завода, его много раз избирали городским главой. Мать, Авдотья Матвеевна, тоже происходила из купеческой семьи. За А.И.Гончарова она вышла замуж в 19 лет. Ему тогда было 50 лет. Мать была для детей нравственным авторитетом, «необыкновенно умной, прозорливой» женщиной, как говорил Иван Александрович Гончаров. Отец будущего писателя умер, когда мальчику было семь лет. Воспитывать детей помогал их крестный Николай Николаевич Трегубов. Он был, по словам, Гончарова, «отец-баловник» и немного смягчал строгость матери. Атмосфера детства Ивана Александровича воссоздана в какой-то степени в его романе «Обломов», особенно в главе «Сон Обломова». Здесь город предстает как место сна и покоя, все заботы - о сне и еде:
Какие запасы были там варений, солений, печений!
В доме Гончаровых тоже всегда был достаток.
8 июля 1822 года Авдотья Матвеевна Гончарова отметила в семейном «Летописце»: «Сего числа отправлен Ванечка в Москву». 1822 - 1830 годы Иван Гончаров проводит в Московском Коммерческом училище. Курс обучения в этом училище был рассчитан на восемь лет и разделен на четыре возраста. В программу входило изучение бухгалтерии, математики, коммерческой географии, истории, риторики, словесности и трех языков - русского, французского и немецкого, а также рисование, пение и танцы. Но Гончаров оставляет нелицеприятные отзывы об этом училище, считая годы, проведенные там, потраченными впустую. Самым значимым событием в жизни Ивана Александровича в то время стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Пушкина я видел впервые... в Москве в церкви Никитского монастыря. Я только что начинал вчитываться в него и смотрел на него более с любопытством, чем с другим чувством.
Гончарову было тогда 16 - 17 лет, и произведения Пушкина оказали большое влияние на его образование.
Я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически, отдельными главами. Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды - и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, - хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!
Иван Александрович Гончаров страстно увлекся литературой. Его мечтой стало поступление в университет, на словесный факультет. Спустя восемь лет обучения в Коммерческом училище, он подает прошение об увольнении и в 1831 году поступает в Московский университет. Здесь училась разнородная, но талантливая молодежь. Среди них - Николай Огарев, Виссарион Белинский. «Между прочими тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт». Здесь царил дух свободомыслия. Но Гончаров не принимал участия в политической жизни университета, политика всегда будет ему чужда.
Годы, проведенные в Московском университете, надолго запомнились Гончарову. В очерке «В университете» он напишет: «Благороднее, чище, выше этих воспоминаний у меня... в молодости не было». Большое влияние на писателя оказали лекции профессоров Н.И. Надеждина и С.П. Шевырева. В эти годы в Москве расцветает театральная жизнь, и это тоже не могло не отразиться на становлении личности Ивана Александровича Гончарова. Он много читал: Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Вальтера Скотта. Но более всего восхищался Пушкиным и «в поклонении своем остался верен ему навсегда».
Закончив университет, Гончаров отправляется на родину, в Симбирск. Поначалу он предполагал остаться в Симбирске до осени, но все сложилось несколько иначе. Благодаря крестному, он получил должность секретаря губернатора Александра Михайловича Загряжского. В своих воспоминаниях писатель говорит о губернаторе как о человеке весьма талантливом, но легкомыссленном, склонным к художественным преувеличениям. В 1835 году, весной, губернатор Загряжский был уволен, после чего уехал в Петербург. Своего секретаря, Гончарова, он взял с собой и помог ему поступить на службу в качестве переводчика в Министерство финансов (Гончаров знал три языка: английский, немецкий и латынь). Так начинается петербургский период жизни писателя. Именно там Гончаров впервые попробовал себя как писатель, напечатав в домашнем журнале два рассказа: «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Эти произведения обращены к религиозной теме, в них встречаются библейские мотивы и образы, рассказывается о религиозных подвижниках.
Но самым значительным произведением этого периода стал роман «Обыкновенная история», который вышел в свет в 1847 году и вызвал множество положительных отзывов среди критиков и читателей. В нём ярко и полно отразилась жизнь самого писателя в Петербурге, его впечатления. Ведь Гончаров писал только о том, что сам пережил.
Когда я писал «Обыкновенную историю», я, конечно, имел в виду и себя, и многих подобных мне, учившихся дома или в университете, живших по затишьям, под крылом добрых матерей, и потом - отрывавшихся от него, от домашнего очага, со слезами, с проводами и являвшихся на главную арену деятельности, в Петербург.
Роман «Обыкновенная история» принес автору большой успех. Белинский писал: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор - успех неслыханный!». Лев Николаевич Толстой так отозвался о романе: «Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не соглашаться, но зато свой собственный становится умнее и яснее...». Окрыленный успехом, Гончаров едет в Симбирск повидаться с маменькой. Для города приезд «симбирского литератора» (Г.Н. Потанин) стал праздником.
В 1852 году Гончаров, неожиданно для всех, отправляется в морское путешествие на фрегате «Паллада». Мечтой о кругосветном путешествии заразил Гончарова еще в детстве его крестный, Николай Николаевич Трегубов, бывший моряк.
Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, Индии, переплыву океаны, ступлю на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса... Я обновился; все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне.
Такими словами отреагировал Гончаров на предложение отправиться в плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала Е.В. Путянина, отказаться от которого он не мог.
Иван Александрович постоянно думает о России. Во время путешествия писатель продолжает работу над «Обломовым», наблюдая за «маленьким русским миром» - экипажем фрегата. Так, в слуге Обломова, Захаре, можно найти сходство с вестовым Фаддеевым, описанным во «Фрегате «Паллада». По возвращении в Петербург Гончаров опубликовал свои очерки. При жизни писателя они переиздавались шесть раз, что говорит об их успехе среди читателей.
В Петербурге Иван Александрович Гончаров занимает должность цензора Петербургского цензурного комитета. В 1855 году он знакомится с Елизаветой Васильевной Толстой и страстно, безнадежно в неё влюбляется. Он осыпает ее письмами-признаниями, но его пламенные чувства не находят отклика. «Я болен ею», - признается писатель. «Я часто благословляю судьбу, что встретил её: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве». Эта любовь стала для него счастьем - и мучением. «...беда, когда мужчина примет любовь всерьез и начинает любить «горестно и трудно». Именно такие драмы уносят лучшие наши силы...». В 1857 году Е.В.Толстая выходит замуж, а Гончаров берет отпуск на четыре месяца и уезжает в Мариенбад, пытаясь убежать от тоски и одиночества. Здесь его охватывает вдохновение, и он заканчивает роман «Обломов», начатый десять лет назад. «Я писал как будто по диктовке. И, право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать». А ведь известно, что Гончаров обычно долго вынашивал свои произведения.
Работа над романом продолжалась и по возвращении в Петербург. В 1859 году «Обломов» выходит в «Отечественных записках», а затем и отдельным изданием. Успех превзошел все ожидания Гончарова: роман с восторгом приняли все. «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова», - так пророчески написал Иван Сергеевич Тургенев. А слова «Обломов», «обломовщина» глубоко укоренились в нашей речи. Позднее сам Гончаров так писал о своем романе: «Я закончил свою вторую картину русской жизни, Сна, нигде не пробудив героя Обломова». «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова - в себе и в других - и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются... элементарные свойства русского человека...».
«Обломов» стал вершиной творчества Гончарова. Завершив его, он вплотную приступает к третьей части своей трилогии - к роману «Обрыв». Еще работая над «Обломовым», Гончаров уже собирает материал для своего нового романа, ему «открывалась дальнейшая, третья перспектива - это картина Пробуждения».
Я уже с 1849 года носил эту толпу лиц, сцен, пейзажей в памяти и программе, набросанной беспорядочно... На первом плане появлялась во весь рост Бабушка, потом Вера, Райский, после Марфенька, Козлов с женой, дворня, сад с обрывом. Все это теснилось в воображении и требовало только сосредоточенности, уединения и покоя, чтобы отлиться в форму романа.
Роман «Обрыв» отличается от двух предыдущих широтой замысла и глубиной поставленных проблем. Гончаровым он был задуман как главный роман трилогии. По его словам, он вложил в «Обрыв» все свои «идеи, понятия и чувства добра, чести, честности, нравственности, веры...». Герой романа, Райский, во многом автобиографичен. Он на протяжении всего повествования в поисках правильного отношения к жизни, искусству, Богу, людям. Райский - это «проснувшийся Обломов». Гончаров размышляет о противостоянии чувства и рассудка, веры и науки, цивилизации и природы; затрагивает проблемы «отцов и детей», женской эмансипации; отображает конфликт новых идей (в лице нигилиста Волохова) с традиционными устоями (Бабушка) и вечными нравственными и религиозными идеалами.
Итак, окончен его последний роман. То, что замысел «Обрыва» появился сразу после «Обыкновенной истории» и одновременно со «Сном Обломова», говорит о глубоком единстве трех романов Гончарова. В них «уложилась и вся моя собственная и много других жизней», - признавался Гончаров. Именно поэтому он так долго писал свои романы - десятилетиями. Ведь они охватывают довольно продолжительный период с 40-х до 70-х годов.
В отличие от «Обломова», «Обрыв» получил недоброжелательные отзывы в критике. Гончаров чувствовал себя подавленным, ведь это было его дорогим детищем, отнявшим у него столько сил. «Обрыв» стал последним романом Гончарова. С 1870 года он пишет только очерки, литературно-критические статьи.
Оставшиеся двадцать лет жизни Гончаров заботится о трех детях своего камердинера, умершего от туберкулеза, дает им образование и завещает им свое состояние. В последний год жизни писатель перенес несколько апоплексических ударов, ослеп на один глаз, который пришлось удалить, заболел воспалением легких. Закат жизни Гончарова печален и одинок. Полуослепший, он не выходил из дома, и его практически никто не навещал. Умер Гончаров в возрасте 79 лет, в 1891 году.