«Произведением русской жизни, знамением времени» назвал критик Н.А. Добролюбов роман И.А.Гончарова «Обломов». «Добряк-ленивец» Обломов воплотил в себе очень значительное явление русской жизни эпохи Добролюбова. Но и теперь, по прошествии полутора веков, это явление отнюдь не потеряло своей актуальности и вряд ли потеряет впредь. Обломовы были и будут всегда, и определить свое отношение к такому явлению, как «обломовщина», очень интересно.

Рассматривая образ Ильи Ильича Обломова нужно отметить, что главным составляющим его натуры является восприятие окружающего мира сквозь призму иллюзий. «Обломовцам» действительность видится слишком мрачной, убогой и тяжелой, если не расцветить её яркими, тёплыми и приятными красками своих фантасмагорий. Расцветил – и можно жить дальше, жить сколь угодно долго, и существование при этом кажется уже весьма сносным. Человек как бы побеждает несовершенства мира путём создания эстетической утопии.

Вырос герой Гончарова в Обломовке, родовом имении. Оно предстаёт перед читателем в воспоминаниях Ильи Ильича, становится героем его снов, один из которых подробно описан в романе.

Обломовка – это тот идеальный «остров счастья», который навсегда запечатлелся в душе маленького Илюши. Перед нами возникает не реальная Обломовка, в которой шла далёкая от идеалистических картин жизнь. Перед нами – Обломовка приторно-сказочная, именно такая, которая грезится в самых сладких мечтах людям, подобным Илье Ильичу. Это нельзя назвать воспоминаниями детства, которые приятны и дороги любому. Это – грёзы взрослого человека, не воспоминания, но страдания по утраченному, мечтания вернуться туда не на короткое время, а, желательно, навсегда. Жить утопией сейчас, заслонившись ею от постылой действительности, смешать иллюзию с реальностью.

Обломовка снится Илье Ильичу как уютный, совершенно отделенный от всего остального непредсказуемого и враждебного мира уголок. Автономный и безопасный. Даже небо «там прижимается ближе к земле», даже оно готово защитить и укрыть обломовцев. Они знают, что где-то существует огромный мир, но имеют о нем весьма смутные представления. Где-то в неизведанных далях живут «французы или немцы», а еще дальше – великаны и чудища «о двух головах», и покоится всё это на рыбе, «которая держит на себе землю». Жизнь в Обломовке подчинена раз и навсегда установленному порядку, обитатели имения довольны этим и никогда не стремятся выйти за рамки вековых традиций. Какие-либо страсти, будоражащие ум и чувства, душевные потрясения чужды обломовцам, они боятся их и всячески избегают. «Подразделения» жизни незыблемы и неизменны: рождение, крестины, семейные праздники, соблюдение церковных ритуалов, свадьбы, именины и, наконец похороны – три акта жизни. Так было, есть и должно быть всегда, порядок никогда не нарушается. Недостаток сильных эмоций обломовцы с успехом восполняют стремлением придать своей жизни некий мистический смысл и таинственность. Отсюда безусловная вера в приметы, в обязательность соблюдения тех или иных ритуалов, наличие предметов, обладающих якобы сверхъестественной силой и способных влиять на жизнь людей. Причём всё вышеперечисленное не является для них какой-то постоянно присутствующей, но второстепенной частью их жизни, нет! Всё это является основой, на этом строится всё остальное. В таком постоянстве и неизменности обломовцы видят надёжность, защищённость, они не хотят ничего иного.

В самом начале сна герой видит море. «Дикость и грандиозность» морской стихии вызывает у него неприятные чувства, так как лишает умиротворённости. Илюша Обломов воспитывался под неусыпной опекой родственников, и это лишило ребёнка стремления к самостоятельности, труду, умертвило природное детское желание проявлять инициативу, настойчивость. Зато жизнь под воздействием сказок развила в ребёнке такие качества, как мягкость, добродушие, утончённое, поэтическое восприятие мира. По мысли Обломова, «жизнь есть поэзия».

Но вот наш герой вырос, повзрослел, стал жить в Петербурге. Свет оказал на Обломова своё влияние, он «уж был не в отца и не в деда». Однако никакой роли в обществе Илья Ильич так и не сыграл, жизнь его в итоге свелась к лежанию на диване. «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано», – такую характеристику можно дать герою, говоря словами из стихотворения Н.А. Некрасова. «Внутренняя вулканическая работа пылкой головы и гуманного сердца» ни к чему не приводила, ничего не меняла. Идиллические мечты – вот всё, чем жил Обломов. Уединенная жизнь в уютном спокойном уголке, «маленькая колония друзей», милая, хозяйственная и полностью разделяющая его взгляды жена. То есть мечты Обломова – сфера сознательного – точно так же настроены на идиллию, как и его сны – сфера бессознательного. Эта иллюзорность и бездействие неизбежно приводят героя к закономерному исходу – из его жизни в конце концов уходит поэзия, уходит духовность, а взамен Обломов приобретает спокойный и безопасный, но тесный и убогий уголок на Выборгской стороне, не имеющий ничего общего с его былыми мечтами.

И всё-таки идиллический идеал Обломова воплотился в романе Гончарова, и воплотился он в образах Штольца и Ольги Ильинской. Всё, о чём мечтал Обломов, Штольц и Ольга обрели в реальной жизни. Почему же этим героям удалось осуществить всё, в чем состоял идеал бесплодных мечтаний Обломова? «Труд как образ, содержание, стихия и цель жизни» – вот то, что составило основу для воплощения обломовского идеала в реальность.

Чем же опасна обломовщина? Илья Ильич Обломов – это «герой на все времена». Бездеятельность, желание, чтобы всё каким-то чудесным образом совершалось без усилий, само собой, лень физическая неизбежно приводят к деградации духовной. Человеку все меньше и меньше хочется прилагать реальные усилия к чему-то, ведь есть мир иллюзий, куда более приятный. В итоге – несостоявшаяся личность, загубленные прекрасные задатки, осознание полного жизненного фиаско и невозможность что-либо изменить.

Text.ru - 100.00%