1. В.Быков «Обелиск»
События повести посвящены воспоминаниям о подвиге учителя белорусского села Сельцо Алеся Мороза. Во время оккупации под руководством учителя в селе была организована антифашистская группа, в которую входили ученики. Мороз передавал сведения Совинформбюро, которые прослушивал по своему радиоприёмнику. Писал агитки и держал в курсе событий всё Сельцо и партизан. Ребята решили убить полицая Каина, отличавшегося особой жестокостью. Учитель им запретил, но они всё-таки осуществили свой дерзкий план покушения. Их арестовали. Фашисты объявили, что отпустят мальчиков, если учитель сдастся добровольно. Алесь Мороз прекрасно понимал, что это ложь, но он должен прийти, поддержать ребят. Он приходит к фашистам, но детей не отпускают, а учителя казнят вместе с учениками. Спустя годы, когда решают поставить обелиск юным героям, возникает вопрос: нужно ли записывать имя учителя на памятнике. Заведующий районо, считает, что поступок Мороза безрассуден, потому что он никого не спас. Но свидетель тех событий Тимофей Ткачук – считает, что учитель совершил подвиг.
2. В.Быков «Альпийская баллада»
Ивану Терёшке чудом удалось бежать из концлагеря. Отрываясь от погони, он обнаружил, что за ним увязалась молодая хрупкая итальянка Джулия. Попутчица ему была не нужна, но и бросить слабую девушку он тоже не мог. Чувство милосердия берёт верх, и когда Джулия, обессилев, уже не может бежать, он взваливает девушку себе на плечи и несёт её на протяжении целой ночи. Любовь между Иваном и Джулией возникла внезапно и захватила их без остатка. «Что-то недосказанное, второстепенное, всё время удерживавшее их на расстоянии, было преодолено, пережито счастливо и почти внезапно…» Так в этом страшном мире войны, среди Альпийских гор они узнали, что такое счастье, пусть такое внезапное и краткое, как вспышка молнии. На следующий день погоня их настигла. Они пытались подниматься всё выше и выше, уходя от пуль фашистов. Но этот путь был тупиком: ущелье обрывалось в бездонную пропасть. Иван заметил внизу большой сугроб снега и, собрав все силы, швырнул Джулию на спасительный снег. В этот момент на него накинулись догнавшие собаки, и «Нестерпимая боль пронизала горло, на миг мелькнуло в глазах хмурое небо, и всё навсегда погасло...». Так советский солдат пожертвовал жизнью, спасая свою любимую девушку.
3. Б.Васильев «А зори здесь тихие..»
Старшина Васков командует 171 разъездом, в его подчинении находится взвод зенитчиц. Обнаруженный случайно Ритой Осяниной десант из двух, как ей показалось, фашистов решают ликвидировать небольшими силами. Васков берет с собой пять девушек, у каждой из которых свои счёты с фашистами. Схватка оказывается неравной: фашистов не два, а шестнадцать. Понятно, что выжить не получится. Васков, спасая девушек, командует им уходить, а сам пытается увести фашистов на болото. Но ни Рита Осянина, ни Женя Комелькова не могут бросить старшину. Вскоре они встречаются. Теперь Женя пытается увести фашистов от раненной Риты и погибает расстрелянная в упор. Васков прячет раненную Риту в уступе скалы, прикрывая ветками, она просит дать ей револьвер, чтобы отстреливаться от фашистов, если найдут. Васков оставляет её, но, отойдя несколько шагов, он слышит выстрел: девушка жертвует собой, спасая старшину. Так все героини этой повести погибают, спасая своих товарищей по оружию. Но фашисты не прошли и цели своей не достигли. Победа осталась за девочками из взвода Риты Осяниной.
Читаемое в разделе:
- Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Аргументы по теме «Дружба и вражда». К итоговому сочинению
- Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Ранее опубликованные в разделе:
- Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема времени в литературе. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема бездуховности современного общества. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема взаимоотношения человека и власти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Новые материалы раздела:
- Проблема ответственности учёного за научное открытие. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема взаимосвязей русского языка. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема совести. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема заинтересованного чтения. Аргументы к сочинению ЕГЭ