Система образов в романе «Герой нашего времени»

 

Одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова — роман «Герой нашего времени» — творение удивительно многоликое и многогранное. Читая роман, мы совершенно отчетливо представляем себе всех героев, видны селения и города, описанные автором. Образы Лермонтова играют огромную роль в выполнении сложной художественной задачи. Ни один из героев в романе не выведен «просто так», каждый из них как-либо соотносится с главным персонажем — Печориным. В общении с другими раскрывает Печорин различные черты своего сложного характера, показывая читателю то, что обычно спрятано «внутри». Есть в романе персонажи, в некоторой степени «противоположные» главному герою — те, на контрасте с кем выстраивается образ — например, Грушницкий и его окружение. Есть и те, кто герою близок — таков Вернер.

Так или иначе пересекаясь на жизненном пути с кем-либо. Печорин часто все меняет. Дух неизъяснимого разрушения присутствует во всех его действиях, и в итоге Печорин с легкостью (сам того не желая) губит Бэлу, легко овладевает горячим воображением Азамата, походя оскорбляет Максима Максимыча, разрушает привычное течение жизни у скромных контрабандистов Тамани...

Странно и страшно то, что ломать чью-ту жизнь у Печорина нет никакой необходимости. Зачем он похитил Бэлу? Была ли то любовь — настоящая, всепоглощающая?.. Нет, и даже сам Печорин всегда понимал — Бэлу он не любит. Но то была его прихоть — прихоть человека, которому надоели светские женщины. А может, он хотел коренным образом изменить свою жизнь? Намеренно ли обидел Печорин Максима Максимыча?.. Конечно, нет. Он вёл себя естественно для своего круга, но это было непонятно простому штабс-капитану, старому вояке, выходцу из постолюдья. Просто ему и в голову не пришло, что такое обращение очень больно заденет старика. А контрабандистам он помешал всего лишь из любопытства...

Характер Печорина почти до конца раскрывается в части «Княжна Мэри». Рядом с ним здесь множество других-персонажей — Мэри и Вера, Грушницкий и Вернер. Но можно ли сравнивать отношение Печорина к Мэри — наивной девочке, с которой он жестоко забавляется — с его же отношением к Вере?.. Автор показывает, что Печорин может быть и любящим — показывает в одном-единственном эпизоде, где Печорин, загоняя коня, скачет, чтобы увидеть Веру. А его страстное желание сделать предложение Мэри, которое он с силой отвергает, потому что дал слово Вере.

Грушницкий и Вернер тоже оттеняют характер героя. Не будь в романе Грушницкого, сам Печорин мог бы показаться смешным. В образе мальчишки-юнкера Лермонтов рисует пародию на Печорина, чтобы сам герой не казался пародией...

А Вернер? Он создан Лермонтовым, вероятно, для того, чтобы показать взгляды Печорина в другом герое. Не случайно сам Печорин в дневнике неоднократно упоминает о близости своих взглядов с воззрениями Вернера — почти по всем вопросам. Из того же дневника мы узнаем, что Вернера называют Мефистофелем. Не намек ли это на то, что в самом Печорине автор видит демоническое начало?

Есть и еще один образ в романе Лермонтова — образ природы. Лермонтовские пейзажи точно воспроизводят изумительные виды Кавказа. И многие моменты в описании перекликаются с лирикой поэта — те же горные вершины, тог же Терек... Они создают своеобразный колорит романа и напоминают нам о тех мотивах, о тех словах, которые мы слышали в лирике Лермонтова...

Top