Стихи о советском паспорте

 

«Стихи о советском паспорте» – одно из уникальных произведений Владимира Владимировича Маяковского. Уникальность его заключается не только в том, что стихотворение написано в посвящение документу, подтверждающему личность каждого гражданина страны (что, в принципе, является довольно нестандартным подходом в поэтическом творчестве того периода), но, также и в том, что выход произведения в свет произошел уже после смерти поэта. Так, написанные в июле 1929 года, «Стихи о советском паспорте» по ряду причин не были напечатаны сразу же, после сдачи их поэтом в редакцию журнала «Огонек» и, по нелепой случайности, увидели мир только в 1930 году, когда Маяковский уже был мертв.

Однако, прежде чем говорить о произведении, стоит сказать пару слов о личности Маяковского. Владимир Владимирович принадлежал к лагерю футуристов – поэтов, развивавших и активно пропагандировавших культ будущего. С их точки зрения, прошлое было отжившим и архаичным, а будущее было овеяно ореолом лучшего, достойного, счастливого и совершенного времени (эту идею можно найти и в «Стихах о советском паспорте»). Неудивительно, что такая позиция очень приветствовалась властями, которые провозглашали строительство коммунизма и марширование всем народом в светлое будущее. По этой причине стихотворения футуристов и Маяковского, как их яркого представителя, весьма приветствовались властями, а Сталин даже назвал Владимира Владимировича одним из лучших поэтов современности.

Маяковский при этом не был «заказным поэтом», «надуманным попутчиком страны советов», он искренне верил в лучший мир, в новое будущее. Поэтому на страничках своих произведений провозглашал борьбу против старого строя и строительство нового общества. Ярким образцом его творчества стали и «Стихи о советском паспорте», написанные весьма в духе политических агиток, слоганов и стихотворений для пропаганды.

Как и все общественно-политические произведения Маяковского «Стихи о советском паспорте» написаны немного в резком тоне, с применением негативно окрашенной лексики, однако, наряду с этим, и с бесконечной гордостью за свою Родину – Советский Союз. Если смотреть строго, то в описании того, как берутся работниками таможни паспорта представителей разных национальностей, прослеживается некоторый политический шовинизм, потому что Польша как государство начала существовать только после Октябрьской революции, а шведы не такие богатые как англичане:

На польский –
     глядят,
        как в афишу коза.
На польский –
      выпяливают глаза
в тугой
    полицейской слоновости –
откуда, мол,
     и что это за
          географические новости?
И не повернув
      головы кочан
и чувств
     никаких
         не изведав,
берут,
    не моргнув,
           паспорта датчан
и разных
     прочих
         шведов.

Самое удивительное, что паспорт гражданина Советского Союза и вовсе берут как бомбу, как что-то очень опасное и ужасное. Этим автор хочет показать отношение к жителям Союза Советских Социалистических Республик, которое существует заграницей. Но, тем не менее, если для чужих такой паспорт – «обоюдоострая бритва», то для советских людей – это «дубликат бесценного груза». «Стихи о советском паспорте», таким образом, являются сугубо патриотическим произведением, подтверждающим гордость советского человека не только за его паспорт, но и за его принадлежность великой и мощной державе, которую боятся все в мире! В заключение же «Стихов о советском паспорте» автор горделиво подытоживает, ставшее на сегодняшний день уже афористическим:

Я
  достаю
      из широких штанин
дубликатом
     бесценного груза.
Читайте,
    завидуйте,
          я –
           гражданин
Советского Союза.
Top