1. Глава, где впервые появляется герой, чьим именем назван роман. Здесь Мастер, находящийся в сумасшедшем доме, рассказывает Ивану о себе, своей возлюбленной и своем романе. Главное, о чем идет речь в эпизоде, это художник, его место в мире, его назначение, его судьба. Судьба его трагична, она, как фотографическое отражение судьбы Иешуа: здесь и бездомность, и всеобщая травля, донос, арест, предательство и наконец клиника.
2. Почему современники травят художника?
✔ Когда Иван рассказывает своему соседу о происшедшем на Патриарших, тот восклицает:
О, как я все угадал!
Тут и выясняется, что сосед Ивана писатель, и он написал роман о Понтии Пилате. Но главное – что Воланд буквально цитировал роман человека, никогда не бывшего свидетелем этих событий. Сама способность точно чувствовать суть событий, видеть проблемы, которые ставит время, есть доказательство того, что художник служит Истине и Вечности, а не власти и сильным мира сего. Вот этой свободы и не могут простить художнику. Потому и протестует «тот, кто называл себя мастером», против слова «писатель».
3. Мастер – носитель особого сознания – иного, безумного. Это сознание Творца, художника. Только в безумном состоянии отрешенности от мира человек способен внимать откровениям вечности. Это сознание дает человеку луна. События эпизода происходят при свете луны, и Мастер, говоря, постоянно смотрит на неё. Ведь и для Ивана этой ночью наступает момент истины.
4. Но ничего не бывает у Булгакова однозначным. И уже в этом эпизоде проясняется, почему Мастер «не заслужил света». Он сжег свой роман. Это было проявлением трусости. Этим поступком он оказался связан с героем своего романа Пилатом. Но Пилат был прощен, и перед ним расстелилась лунная дорога, а Мастер остался в «вечном приюте». В чем виновен он? Мастер искусственно изолировал себя от внешнего мира, от людей с их проблемами и болью («…ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик»), чтобы получить возможность работать, реализовать свой творческий потенциал.
5. Мастер, чья судьба, как казалось вначале, соединила его с Иешуа, оказался его глубоким антагонистом. Может быть, отсюда и странное название главы: Первое слово «Явление» вызывает ассоциации с Христом. Но второе слово разводит Мастера и Христа.
Читаемое в разделе:
- Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита»
- Художественное своеобразие прозы М.А. Булгакова
- Проблема вины и наказания в романе «Мастер и Маргарита»
- Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска
- Сочинение на тему: Актуальна ли повесть «Собачье сердце» в наши дни
- Ответственность за эксперимент. Реферат по повести «Собачье Сердце»
- Допрос во дворце Ирода Великого. «Мастер и Маргарита» анализ эпизода второй главы
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
- Ответственность за эксперимент. Реферат по повести «Собачье Сердце»
- Допрос во дворце Ирода Великого. «Мастер и Маргарита» анализ эпизода второй главы
- Тема гражданской войны в романе Булгакова «Белая Гвардия»
- Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска
- Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита»