Биографическая справка
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1878 по нов. стилю) — русский культурный деятель, поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист, издатель. Из автобиографических заметок писателя мы узнаем:
Я родился в 1821 году 22 ноября в Подольской губернии в Винницком уезде… где отец мой стоял тогда со своим полком. Большую часть своей службы отец мой состоял в адъютантских должностях при каком-нибудь генерале…
А вот как Николай Алексеевич описывает родовое имение отца в Грешневе, где прошло его детство:
Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге, называемой Сибиркой: барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства. Во всем остальном грешневская усадьба ничем не отличалась от обыкновенного типа тогдашних помещичьих усадеб…
Страсть к писательскому слову, ко всему миру литературы, к печати, зародившаяся в юном Некрасове, заставила оставить родной дом всю жизнь посвятить писательскому труду. Он рожден был поэтом и литератором.
Так в 1838 году, пренебрегая угрозам отца остаться без всякой материальной поддержки, принимает решение держать экзамены в Петербургский университет, но безрезультатно, тем не менее — определяется вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год пробыл в университете, тратя основное время на поиски заработка, так как рассерженный отец отказал в содержании. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
В 1840 году опубликовал сборник стихов «Мечты и звуки», вызвавший суровую критику В.Г. Белинского. Переживая неудачу первого поэтического сборника, Некрасов начинает работать рецензентом и критиком, пишет рассказы, а с 1841 года водевили для театра. Активно занимается издательской деятельностью, сотрудничая с «Литературной газетой» и журналом «Отечественные записки», в редакции которого сблизился с Белинским, став его соратником в борьбе за реализм и народность русской литературы.
В период с 1847 по 1866 годы был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим передовые литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил. В эти годы Николай Алексеевич пишет лирические стихи, посвященные своей гражданской жене, поэмы и циклы стихов о городских бедняках «На улице», «О погоде». Теме народной судьбы посвящены: «Железная дорога», «Несжатая полоса» и пр., о крестьянской жизни: «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня» и др.
В период общественного подъема 1850-х - 60-х годов и крестьянской реформы Некрасов пишет «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», поэму «Коробейники».
После событий 1861 года, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862 год), которую сам поэт выделял и любил.
После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 - 1876), пишет поэмы о декабристах и их женах: «Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871-1872. Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
Наступил 1877 год, у Некрасова открылась смертельная болезнь, которая уложила в постель. До последних дней сохранял поэт и ясную память, и способность работать. В эти месяцы пишет он замечательные стихи, которые вошли в сборник «Последние песни». В это же время знаменитый русский художник И.Н. Крамской создает два портрета Некрасова. Крамской дежурил около Некрасова неделями в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот урывками.
Похороны поэта приобрели характер политической демонстрации, проводить Некрасова в последний путь пришло огромное количество народа. Толпа в несколько тысяч человек, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.