Логотип сайта

«Кому на Руси жить хорошо» – поэма Н.А. Некрасова, поднимающая множество проблем, которые остаются актуальными и сейчас. Семеро крестьян-мужиков поспорили, кто же самый счастливый на Руси, и, не придя к выводу, решили отправиться вместе в путешествие и выяснить это. В поэме множество ярких образов русских людей, самых разных, и один из таких это образ Матрёны Тимофеевны. Рассмотрим этого персонажа подробней.

Примечательно описание её внешности, именно с этого автор знакомит читателя с данной героиней:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Матрёна Тимофеевна обладает яркой, заметной внешностью, красива и привлекательна. Однако в её достаточно еще молодые годы уже «волос с проседью». Это говорит о том, что несмотря на внешнюю красоту, она уже многое пережила, о чем подробнее читатель узнает чуть позже. И все же, с помощью описания внешности подчеркивается ее внутренняя сила, стойкость, и это в первую очередь в «больших, строгих» глазах.

Образ этого персонажа олицетворяет судьбу тысяч и тысяч крестьянок в те времена, поэтому, когда Матрёну Тимофеевну герои спрашивают о счастье, она грустнеет и говорит, что искать такого человека среди русских женщин-крестьянок бесполезно, таких вовсе нет. Все со сложной судьбой, все посвящают жизнь нелегкому труду, и у всех в жизни происходят события, которые оставляют тяжелый след в душе. Далее мы узнаем, что и сама Матрёна Тимофеевна вынуждена была пережить очень многое.

Детство её было счастливым, о нем она говорит с теплотой, с любовью: горячо любимые родители, брат. Она очень не хотела с ними расставаться, когда подросла, однако ее будущий муж, Филипп Корчагин, проявил настойчивость и все же они поженились. И тут начались испытания для Матрёны Тимофеевны. Семейная жизнь оказалась для нее очень тяжелой, ей пришлось жить среди родственников мужа, которые ее невзлюбили. И сам муж относился к ней ужасно, и лишь одна отрада была у нее - это дети. Этот эпизод явно показывает, что, хоть это невероятно сильная женщина, все же она не может противостоять другим. Здесь напрашивается аналогия с Катериной и темным обществом из «Грозы» Островского. Матрёна Тимофеевна свекрови не перечила, во всем ее слушалась, боялась лишнего слова сказать. И, к сожалению, это обернулось трагедией, по указке свекрови своего первенца Демидушку она отдала на попечение деда Савелия, а тот не усмотрел за мальчиком, которого заживо разорвали свиньи. И это был лишь первый страшный удар для Матрёны Тимофеевны. Потом она потеряла и родителей, к которым так сильно была привязана, в их семью трижды приходила тяжелая болезнь, их усадьба сгорала. Тем не менее, ей хватило духу и стойкости пережить эти испытания и при этом даже остаться жизнелюбивым, не впадающим в уныние человеком.

Всего у нее пятеро детей, и в них она видит свое счастье, ради них готова абсолютно на всё. Показателен эпизод, когда в их село приходит одна богомолка и говорит крестьянкам не кормить детей молоком по постным дням. Из всех лишь Мартена Тимофеевна решается ее не слушать и не мучить детей голодом:

«Коли терпеть, так матери,
Я перед богом грешница,
А не дитя мое!»

И все же, она очень набожна и религиозна, много молится.

Далее мы узнаем о еще одном событии, которое пережила эта героиня. По случайной ошибке ее мужа забирают в рекруты, и семья остается без защитника и кормильца. Матрёна Тимофеевна тогда была беременна, и, конечно же, испытала стресс от таких новостей. И несмотря на это, она собирается и идет к губернаторше, которая помогает ей вернуть мужа. При этом от всех пережитых волнений у женщины стресс только усиливается, и она рожает прямо там, в доме губернатора. Его жена становится крестной для ребенка, а также помогает Матрёне оправиться после родов. С тех пор, в селе ее называют «губернаторшей» и считают счастливой женщиной. Вскоре умерли свекры и теперь она главная хозяйка в доме.

Внешне она действительно кажется той самой «счастливицей»: красивая, трудолюбивая, всю душу и любовь вкладывает в детей. Но лишь она одна знает, какой ценой все это ей далось, что пришлось пережить. Поэтому она и считает, что нет среди женщин счастливиц. Ее персонажа можно описать как трудолюбивую, добрую, заботливую, терпеливую женщину и мать. Она все свои тяготы перенесла с достоинством, с благодарностью Богу за то, что имеет сейчас.

В целом, её образ собирательный, он воплощает в себе всю силу, жизненную стойкость, способность справиться с любыми испытаниями и остаться при этом светлым, хорошим, несломленным человеком. Все это о русских женщинах.

***