Краткая биографическая справка
Биография Анны Андреевны Ахматовой (в девичестве — Горенко, 1889 — 1966) начинается на ст. Большой Фонтан под Одессой. Анна Андреевна родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке. Семья переехала в Царское Село через год после рождения дочери, но каждое лето проводила под Севастополем. Родители девочки развелись, и в 1905 году Анна с матерью переехали в Евпаторию.
Мать, Инна Эразмовна Стогова, состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, первой русской поэтессой. И в этой точке самым причудливым образом биография Анны Ахматовой, вернее, её родословная, переплетается с родословной другого замечательного русского поэта – Ивана Алексеевича Бунина.
Годы учебы Ани прошли в Мариинской гимназии в Царском селе, последний класс она проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. Училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем, в начале 1910-х гг., посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге.
Биография Анны Ахматовой, взрослые годы жизни которой пришлись на бурный и жестокий 20 век, наполнена личными трагедиями. Сама она, к счастью, не была в заключении или изгнании, однако репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Первый муж Анны Андреевны, замечательный русский поэт Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году; спутник её жизни в 1930-е годы, историк искусства и художественный критик Николай Пунин, трижды был арестован, погиб в лагере; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении более 10 лет. Горе вдовы и матери заключённых, трагедия всего народа, чью судьбу она разделяла, нашли свое отражение в поразительном по силе произведении Ахматовой — поэме «Реквием».
Сочинять стихи Анна Горенко начала с 11 лет, в 18 лет состоялась первая публикация в издававшемся Николаем Гумилевым в Париже журнале «Сириус». Весной 1910 года после нескольких отказов Анна согласилась стать женой поэта.
С самого начала семейной жизни Ахматова отстаивала духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи мужа, осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» Валерию Брюсову, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. Вернувшемуся из Африки Гумилёву (март 1911) Ахматова читает всё сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором.
Возникновение и становление акмеизма, литературного течения, противостоящего символизму, тесно связано с её именем. А также с деятельностью «Цеха поэтов», сыгравшего немалую роль в биографии Анны Ахматовой. Центральными фигурами его являлись основатели акмеизма Николай Гумилев, сама Ахматова, избранная секретарём «Цеха» и бывшая деятельным его участником, и Сергей Городецкий. Акмеисты во главу угла ставили точность слова, провозглашали материальность, предметность тематики и образов.
До 1922 года литературная биография Анны Ахматовой была вполне безоблачной. Вышедший в 1912 году сборник «Вечер» имел успех у читающей публики. Растет столичная слава поэтессы. В 1913 году она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, её портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты. В 1914 выходит второй сборник «Четки», принесший ей уже всероссийскую славу. Летом 1914 написана поэма «У самого моря», которая восходит к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес.
Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 годы, нельзя назвать в полной мере авторскими.
В литературной биографии Ахматовой немало горьких и чёрных страниц. Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, она подвергалась замалчиванию, травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни) и цензуре. Многие произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Характерными чертами творчества Ахматовой являлись верность нравственным основам, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю языка поэзии. Как писал об Анне Андреевне Никита Струве, издатель и переводчик, исследователь культуры России, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».