Стихотворение «Школьник» волнует читателя искренней добротой, с которой автор говорит о крестьянском мальчишке. Мальчик отправляется в город учиться. Он беден, его родители не смогли ему купить приличной одежды, дать с собой денег в дорогу. Но, несмотря на это, у мальчика есть надежда на лучшее, он стремится вырваться из привычной серой жизни ради будущего. Николай Алексеевич Некрасов надеется, что когда-нибудь ситуация изменится.

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. У безграмотных крестьянских детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. Идея стихотворения «Школьник» прослеживается в том моменте, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, «славного пути» и «широкого поприща».

Стихотворение «Школьник» ясно показывает надежды автора на то, что когда-нибудь жизнь достойных, благородных, добрых людей обязательно изменится к лучшему.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Цензура обратила внимание на то, что в стихотворении «автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа». Но, следует отметить, что интерес поэта к теме не случаен. В 1861 году Некрасов отправляет директору ярославского лицея прошение об открытии на родине, в Абакумцеве, школы «для обучения крестьянских детей грамоте». Дом пожертвовал для школы отец поэта, а обустройством занялся брат Федор. Поэт высылал книги для школы. «Училище может быть открыто для всех желающих детей, – писал он священнику отцу Иоанну, – посему Вы можете... принимать в него всякого, кому захочется учиться».