Замысел романа о преступлении возник у Фёдора Михайловича Достоевского еще на каторге. В его основу легло несколько реальных случаев. В частности, дело студента Герасима Чистова, который убил двух старух — хозяйку и экономку с целью грабежа. Линия Мармеладовых выросла из замысла романа «Пьяненькие». Первоначально это произведение задумывалось как исповедь, но так как исповедь не может быть до конца объективной и с ней не совместим широкий охват тем и событий, роман стал хроникой.
Название определяет содержание романа. Он разграничен на две неравные части. Первая — преступление, и последующая — наказание. Огромную композиционную роль играют сны главного героя — Родиона Раскольникова. Они отражают переломные моменты его жизни. Первый сон введен почти перед самым преступлением и представляет собой как бы его антитезу. Если во сне он приходит в ужас от жестокости, то наяву он сам творит не меньшую жестокость.
Итак, мы видим, что роман «Преступление и наказание» начинается с декларации раздвоенности героя, хотя сам герой еще этого не понимает. Он начинает осознавать это только после второго своего сна. И, наконец, третий сон в финале романа является как бы идеологическим опровержением теории Раскольникова, доведением её до логического завершения.
Большую роль играют пейзажные описания и мистические происшествия. В первой части романа они толкают героя на преступление
точно он попал клочком в колесо машины и его начало в нее втягивать...
А в последующих незаметно направляют, предупреждают и ведут к возрождению. Нравственной кульминацией романа является чтение притчи о Лазаре. Оно показывает перелом в сознании героя и внушает надежду на его исправление.
Нельзя не сказать о важнейшем композиционном элементе романа — открытом финале. Роман как бы продолжается в бесконечность, раскаяние героя подразумевается, но оно вынесено за пределы произведения. Потом из фразы:
Но тут уже начинается другая история
вырастает роман «Идиот». Весь композиционный строй романа «Преступление и наказание» полностью подчинен замыслу автора.
Читаемое в разделе:
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
- Роль Сони в романе «Преступление и наказание»
- Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
- Борьба идей в романах Достоевского
- Трагический конфликт в романе Достоевского «Идиот»
- Песенный фольклор в романе «Преступление и наказание»
- Почему Достоевский считал эпилог главной частью своего романа «Преступление и наказание»?
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
- Почему Достоевский считал эпилог главной частью своего романа «Преступление и наказание»?
- Театрализация как элемент фольклоризма в романе «Преступление и наказание»
- Песенный фольклор в романе «Преступление и наказание»
- Использование фольклорных деталей в романе «Преступление и наказание»
- Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»