Замысел романа о преступлении возник у Фёдора Михайловича Достоевского еще на каторге. В его основу легло несколько реальных случаев. В частности, дело студента Герасима Чистова, который убил двух старух — хозяйку и экономку с целью грабежа. Линия Мармеладовых выросла из замысла романа «Пьяненькие». Первоначально это произведение задумывалось как исповедь, но так как исповедь не может быть до конца объективной и с ней не совместим широкий охват тем и событий, роман стал хроникой.

Название определяет содержание романа. Он разграничен на две неравные части. Первая — преступление, и последующая — наказание. Огромную композиционную роль играют сны главного героя — Родиона Раскольникова. Они отражают переломные моменты его жизни. Первый сон введен почти перед самым преступлением и представляет собой как бы его антитезу. Если во сне он приходит в ужас от жестокости, то наяву он сам творит не меньшую жестокость.

Итак, мы видим, что роман «Преступление и наказание» начинается с декларации раздвоенности героя, хотя сам герой еще этого не понимает. Он начинает осознавать это только после второго своего сна. И, наконец, третий сон в финале романа является как бы идеологическим опровержением теории Раскольникова, доведением её до логического завершения.

Большую роль играют пейзажные описания и мистические происшествия. В первой части романа они толкают героя на преступление

точно он попал клочком в колесо машины и его начало в нее втягивать...

А в последующих незаметно направляют, предупреждают и ведут к возрождению. Нравственной кульминацией романа является чтение притчи о Лазаре. Оно показывает перелом в сознании героя и внушает надежду на его исправление.

Нельзя не сказать о важнейшем композиционном элементе романа — открытом финале. Роман как бы продолжается в бесконечность, раскаяние героя подразумевается, но оно вынесено за пределы произведения. Потом из фразы:

Но тут уже начинается другая история

вырастает роман «Идиот». Весь композиционный строй романа «Преступление и наказание» полностью подчинен замыслу автора.