Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», написанная в восемнадцатом веке, поднимает одну из важнейших тем своего времени — проблему воспитания. Автор показывает, как от того, в какой среде растёт человек, кого он слушает и чему его учат, зависит не только его судьба, но и судьба всего общества. В центре пьесы — образ Митрофанушки, недоучки и лентяя, который становится результатом безнравственного, эгоистичного воспитания.
Фонвизин неслучайно назвал пьесу «Недоросль» — это не просто слово, обозначающее подростка, не достигшего совершеннолетия. Это символ незрелости не только физической, но и нравственной, духовной. Митрофанушка — воплощение такого «недовоспитанного» человека. Он ленив, груб, невежественен, жесток и совершенно не испытывает стыда за это. Его любимая фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться», стала афоризмом, олицетворяющим антиобраз воспитанного человека.
Главная вина за его состояние лежит на родителях, особенно на матери — госпоже Простаковой. Её представление о воспитании основано на жестокости, своекорыстии и полном презрении к образованию и морали. Она говорит: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.!» — в этом выражается её житейская философия. Простакова уверена, что сыну не нужно учиться, достаточно быть богачом и землевладельцем, крепостником. Она развращает сына своей слепой материнской любовью, лишённой разумности и нравственного чувства.
Противопоставлены этому разумные, просвещённые герои — Стародум, Правдин, Софья. Именно Стародум формулирует основные идеи Фонвизина о воспитании:
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Он убеждён, что истинное достоинство человека — не в знатности или богатстве, а в честности, доброте, уме. Он считает, что воспитание должно быть направлено на формирование благородного, разумного и свободного гражданина. Именно такими словами он хочет наставить Митрофана — но уже поздно: «Вот злонравия достойные плоды!» — восклицает он, когда юноша отталкивает свою мать в финале пьесы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась....»
Таким образом, воспитание в комедии показано как сила, формирующая или разрушающая человека. Если оно строится на моральных принципах, любви и разуме — как у Стародума и Софьи, — оно даёт обществу достойных людей. Если же основано на грубости, невежестве и жадности — как в семье Простаковых — то рождает моральных уродов, опасных не только для окружающих, но и для самих себя.
Проблема, поднятая Фонвизиным более двух веков назад, остаётся актуальной и сегодня. Как и прежде, многое зависит от того, что вкладывают в молодого человека взрослые: знания, нравственные ориентиры или безразличие и вседозволенность. Комедия «Недоросль» напоминает: воспитание — это не просто процесс передачи знаний, а формирование личности. И от того, каким будет воспитан человек, зависит облик всей страны.