Николай Васильевич Гоголь оказал огромное влияние на развитие русской художественной прозы. Мы видим гоголевские традиции у Достоевского, Булгакова, А.Белого и многих других, Гоголь наметил многие тенденции, по которым развивалась далее русская стилистика.
Стиль Гоголя — это приближение прозы к поэзии, недаром «Мертвые души» названы «поэмой». У Николая Васильевича в изобилии встречаются многосложные предложения, сравнительные обороты, мы видим целую сокровищницу эпитетов. Но главное, что делает прозу Гоголя поэтичной, — огромное количество метафор, игра на скрытых значениях слов.
Как глобальный прием у Гоголя выступает олицетворение, то есть перенесение на неживой предмет каких-либо качеств живого:
Можно было видеть, как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки...
или:
Ему казалось, что все дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели.
Со словом у Гоголя могут происходить интереснейшие явления. Оно может получать совершенно новые, не свойственные ему значения, и это создает особый юмор повествования. Так Собакевич расправляется с осетром: сначала к нему «пристроился», а потом его «доехал» и «пришипился», осетра «отделавши». Иногда у слова появляются неожиданные смысловые связи. Ноздрев — «исторический» человек не потому, что о нем написано в истории, но потому, что он в истории постоянно влипает.
Еще один прием Гоголя — прием ключевых слов, когда целые сцены могут быть построены на игре значений. Так, встреча Пескарева с Незнакомкой в повести «Невский проспект» построена на глаголе «лететь».
Гоголь обожает использовать высокую книжную лексику там, где несоответствие этой лексики с содержанием будет давать комический эффект:
Но ткач и кум мужественно отстояли мешок.
Иронию создает и целая система иносказаний, когда о предмете говорится не впрямую, а с помощью новоизобретенных речевых оборотов:
Запятки были заняты лицом лакейского происхождения...
или
Будочник поймал у себя на воротнике какого-то зверя и, подошел к фонарю, казнил его тут же у себя на ногте.
Стилистика Гоголя очень эмоциональна и лирична. Он, в отличие от Пушкина, допускает прямые обращения автора к читателю.
Проза Николая Васильевича Гоголя — жемчужина великой русской литературы, она вызывала восхищение и у Толстого, и у Достоевсого, и у Булгакова, и они во многом следовали гоголевским традициям.
Читаемое в разделе:
- Петербург в повести Гоголя «Шинель»
- Тема творчества в повести «Портрет»
- Чичиков — главный герой поэмы Гоголя «Мертвые души»
- Сочинение на тему: Мое отношение к поэме «Мертвые души»
- Значение эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Роль «Замечаний для господ актёров» в комедии «Ревизор»
- Сочинение на тему: Мир вещей в поэме «Мертвые души»